Войти в почту

Незаметная трагедия: как талант Борислава Брондукова заставлял видеть в нем черты его недотепистых героев

1 марта — день рождения артиста, фамилию которого, возможно, вспоминают не сразу, зато мгновенно на память приходят его герои — уж очень много он переиграл разных смешных и трогательных пьяниц, лодырей и недотеп. Брондукова часто называют королем эпизода. Чтобы заслужить такое звание, нужно было суметь не просто талантливо сыграть второстепенных персонажей, но сделать так, чтобы они затмили главных героев, перетянули внимание и симпатии зрителя на себя. «Афоня» - «Гони рубль, родственник!» Кадр из фильма «Афоня» (1975 г.) Пожалуй, самая запоминающаяся роль Брондукова — алкоголик Федул из фильма Георгия Данелии «Афоня». Можно поспорить: первая фраза, которая всплывает в памяти при упоминании «Афони», - это выкрик пьяненького Федула: «Гони рубль, родственник! Мне Афоня рубль должен!». Как потом рассказывали коллеги Борислава Брондукова, с ним невозможно было пройти по улице — со всех сторон раздавалось: «Афоня, ты мне рубль должен!». Фраза мгновенно ушла в народ, стала лицом фильма, и Брондукова называли Афоней, хотя главного героя в фильме сыграл Леонид Куравлев. Кадр из фильма «Афоня» (1975 г.) Мало кто знает о том, что изначально сценарий этой картины попал на киностудию им. Довженко, и там на роль Афони хотели взять именно Брондукова. Потом по каким-то причинам сценарий передали на «Мосфильм», а Георгий Данелия отдал главную роль Куравлеву. Брондукову режиссер оставил лишь эпизод. Но полновесность этого эпизода может поспорить с целым фильмом. Кадр из фильма «Афоня» (1975 г.) Интересно, что исполнить роль сантехника Афони Брондукову все же довелось — в короткометражке «Афоня, горим!», снятой в 1972 году. «Зеленый фургон» - «Чуть шо, так сразу Грышшенко!» Кадр из фильма «Зеленый фургон» (1983 г.) В 40 фильмах Борислава Брондукова сочли нужным переозвучить — из-за его ярко выраженного южнорусского говора, ведь артист был родом с Украины. А ведь особенность его речи зачастую привносила «изюминку» в роль, делала ее колоритной и незабываемой. Таким, например, получился его деревенский милиционер Мыкола Грищенко из фильма «Зеленый фургон». Роль совсем не главная, но запоминающаяся. Дело в том, что у Брондукова была способность добавить своему персонажу такие черточки, которые сразу привлекали внимание и даже откровенному негодяю добавляли привлекательность. больше по теме «Зеленый фургон»Советский двухсерийный художественный телефильм о буднях послереволюционной Одессы, сделавший звездой Дмитрия Харатьяна Грищенко по сценарию — сельский представитель власти, милиционер, который «крышует» преступников, производящих самогон. Мало того: в финале фильма он показывает себя трусом и подлецом — бежит, бросив оружие, подставив под пули своего товарища. Кадр из фильма «Зеленый фургон» (1983 г.) Казалось бы, зритель должен возненавидеть этого персонажа. Но, подумав, режиссер решил добавить какую-то сцену, чтобы Грищенко не оставил впечатление законченного негодяя. И Брондуков придумал: сидит Грищенко на «губе» и чистит картошку. На всю милицию, огромную кучу картошки. Получилось смешно и трогательно — сгорбившийся над картошкой, несчастный такой... «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» - «Инспектор Лестрейд — крысиное лицо ищейки» Кадр из сериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979-1986 гг.) Когда у английских исследователей творчества Артура Конан Дойла спросили, насколько соответствует образ инспектора Лестрейда в исполнении Борислава Брондукова их представлениям о правде истории, они ответили: «Лестрейд — персонаж, которого невозможно перевести на экран. Однако ваш Брондуков смог показать главное, что характеризует его героя и что есть у Конан Дойла, - «крысиное лицо ищейки», «энергия фокстерьера». А еще Лестрейд в его исполнении — живой, узнаваемый, настоящий». Кадр из сериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979-1986 гг.) (Кадр из фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона») По словам английских специалистов, в характере «русского Лестрейда» напыщенность, глупость и темперамент присутствуют именно в том соотношении, которого не смогли достичь западные исполнители этой роли. Настоящий Брондуков был совсем иным, чем его герои Борислав Брондуков сыграл более сотни ролей, из них всего несколько — главных, остальные — второстепенные. При этом почти все его персонажи — глупые, недалекие, пьющие, но очень обаятельные. Кадр из фильма «Гараж» (1979 г.) Экранный образ Брондукова в сознании зрителей настолько слился с артистом, что на улице его часто панибратски окликали, звали выпить и обижались, когда он отказывался. К другим артистам — например, к солидному красавцу Регимантасу Адомайтису — никому бы и в голову не пришло вот так запросто подходить и хлопать по плечу. А маленький, смешной, немного нелепый Брондуков неизменно вызывал такое отношение. Кадр из фильма «Сто грамм для храбрости» (1976 г.) При этом мало кому было известно о том, что в жизни он — совсем другой человек: интеллигентный, умный, тонкий. Талантливый. Борислав Николаевич старался оберегать свой внутренний мир от посторонних, но они не понимали — приставали к «простому мужику», ожидая от него такого же поведения, как в фильмах. Ему было больно, но он старался никого не обижать. А еще он мечтал сыграть Ленина — причем как комедийного персонажа. Не довелось. Зато десятки его феерически смешных и трогательных ролей до сих пор заставляют нас улыбаться.

Незаметная трагедия: как талант Борислава Брондукова заставлял видеть в нем черты его недотепистых героев
© Teleprogramma.pro