Войти в почту

Deutschlandfunk (Германия): фильм о казахском голоде разжигает национализм

В 1930-х годах в Казахстане от голода погибло более трети населения. В том числе из-за того, что советское руководство систематически приказывало забивать скот кочевников. Сегодня документалист называет это геноцидом, тем самым разжигая национализм и ненависть к России. «Холокост евреев в Европе — 6 миллионов жертв. Голодомор на Украине — более 4 миллионов жертв. Зулмат — голод в Казахстане. За одно десятилетие погибло более 3 миллионов человек». «Зулмат — великая трагедия» — такое название носит 80-минутный документальный фильм казахского журналиста Жанболата Мамая. Он впервые в кинематографе затрагивает тему голода в Казахстане в 1930-х годах. Главный тезис фильма серьезен: этот голод был геноцидом большевиков против казахского народа. Жертв голода автор сравнивает с жертвами Холокоста. Премьеру в городе Алма-Ата посетили более 3 тысяч зрителей. Многие уходили из кинотеатра под глубоким впечатлением, убежденные в правильности этой трактовки казахской истории. «Нужно называть вещи своими именами, — говорит один из зрителей. — Погибли три миллиона казахов — это и есть геноцид». Насильно сделать оседлыми Однако с точки зрения истории такая оценка неоднозначна: в конце 1920-х годов Иосиф Сталин начал коллективизацию сельского хозяйства на территории всего Советского Союза. Во время проведения жестокой кампании против крестьян и крупных землевладельцев так называемых кулаков не только лишали собственности, но и арестовывали, депортировали или убивали. У миллионов казахов, в то время еще кочевавших по степи, отбирали скот, а их самих пытались насильно сделать оседлыми. Разрушение сельскохозяйственных структур, засуха и репрессивный контроль привели к голоду во всем Советском Союзе. Роберт Киндлер (Robert Kindler), специализирующийся на Восточной Европе историк из Университета Гумбольдта в Берлине и один из немногих ученых в мире, исследовавший тот период истории Казахстана, оценивает события следующим образом: «В случае с Украиной речь идет прежде всего о 1932-1933 годах, имеется в виду Голодомор — понятие, достаточно хорошо известное и немецкой общественности. Однако в тот же период многие другие регионы Советского Союза также страдали от голода». Голод, вызванный политикой Жанболат Мамай в своем фильме называет голод, вызванный политикой, геноцидом. В тот период погибли около трети этнических казахов, ни один другой народ не понес столь серьезных потерь по отношению к общему числу населения. Историк Киндлер тем не менее не признает эти события геноцидом. «Прежде всего, для возведения в статус геноцида требуется намерение уничтожить, указание на то, что конкретная группа населения действительно должна быть уничтожена. А здесь этого нет. Скорее всего, эти люди умерли просто потому — это прозвучит цинично, но так оно и есть, — что властям было все равно, поскольку у них были другие цели. Памятник жертвам голода 1932—1933 гг. в Павлодаре Эти аргументы для казахского режиссера Жанболата Мамая не имеют значения. Он хочет назвать виновных и добиться признания вины. Свои требования он адресует России: „Россия должна признать геноцид в Казахстане. Это главный посыл фильма. И я уверен, что Россия когда-нибудь принесет извинения и возьмет на себя ответственность за это". Требование Мамая имеет весьма щекотливый характер. Несмотря на то, что о голоде известно с конца 1980-х годов, эта тема никогда не поднималась в казахской политике. Причина: Казахстан экономически зависит от России. Россия же и спустя 30 лет после обретения Казахстаном независимости все еще видит себя державой-гегемоном. Попытки освободиться, такие как запланированная отмена кириллического письма, в России считают оскорблением. В Казахстане ощущается угроза войны по украинскому сценарию. Здесь боятся подобных нападений. Немыслимо, чтобы правительство Казахстана в этой напряженной обстановке стало открыто требовать от России признания вины. Поэтому власти пока не прокомментировали фильм. Постановка казахского мифа о жертвах Жанболат Мамай совершенно открыто разыгрывает в фильме карту казахского мифа о жертвах. В пафосной манере он в одном из кадров изображает, как казахи оказывали сопротивление большевикам. «„Лучше мы умрем в бою, чем от голода", — решили казахи и подняли бунт. Из 200 безоружных людей не выжил ни один. Озеро Кара-Куль наполнилось кровью мятежников. Их трупы сбросили в воду, где они и утонули». Жанболат Мамай отвергает обвинения в стремлении разжечь этнический конфликт между русскими и казахами. Однако он должен понимать, что фильм следует националистическим тенденциям. Из-за этого прежде всего молодая городская аудитория воспринимает его критически. Дильда Кулмагамбетова — искусствовед и занята в одном стартапе. Будучи этнической казашкой, она, как и многие ее друзья, опасается последствий растущего казахского национализма. «Меня этот фильм напугал, вызвал смешанные чувства. Радость, что об этом заговорили, боль, потому что это история моего народа и мои предки вынуждены были это пережить. Но еще и беспокойство о том, как на это адекватно реагировать, не дай бог, чтобы это переросло в какие-то конфликты». Экономическое положение Казахстана сейчас далеко не радужное. Тревогу 78-летнего президента страны Нурсултана Назарбаева выдает внезапное отправление в отставку казахского правительства в конце февраля. Тем временем население страны начинает открыто выражать недовольство. Фильм вроде «Зулмата» может подлить масла в огонь. Между тем только в интернете его посмотрели уже более 400 тысяч человек.

Deutschlandfunk (Германия): фильм о казахском голоде разжигает национализм
© ИноСМИ