Тот самый почтальон Тряпицын переквалифицировался в пожарные

5 лет назад на экраны вышел фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» о жизни архангельской глубинки. После премьеры исполнитель главной роли стал знаменитостью, а режиссер Андрей Кончаловский получил приз Венецианского фестиваля. «Собеседник+» выяснил, как сложилась жизнь самого киношного почтальона страны. Гражданин начальник Когда картина только вышла на экраны, Алексей Тряпицын из деревеньки Косицына Архангельской области стал новым героем нашего времени. Обычный почтальон и в картине Андрея Кончаловского, и в жизни был единственной связью жителей вымирающих деревень Кенозерского национального парка с «большой землей». Тряпицын сыграл самого себя. На моторной лодке и снегоходе, купленных, кстати, за свой счет, он развозил жителям деревень не столько письма и газеты, сколько продукты и вел с ними разговоры о жизни. С момента выхода картины прошло 5 лет, и в жизни Алексея Васильевича многое изменилось. Алексей Тряпицын больше не почтальон, бери выше – начальник поста МЧС в соседней деревне Вершинино, которая является административным центром Кенозерского сельского поселения. – Дело к пенсии идет, – рассказывает Тряпицын, которому уже 55 лет. – На почте зарплата небольшая была, а тут освободилась должность начальника пожарного поста в Вершинино, вот я и уволился. У Алексея Васильевича в здании поста свой кабинет, под его началом пять пожарных. Говорит, работа руководящая, бумажная, но на пожары он выезжает вместе со своими подчиненными и, если есть необходимость, принимает участие в тушении. Новой работой он доволен: и денег за нее платят больше, и интереснее. Долялякался до женитьбы Хотя сам Тряпицын отрицает, что его известность сыграла роль при назначении на руководящую должность, местные поговаривают, что его киношный авторитет тут очень даже при чем. Экскурсоводы Кенозерского парка, когда показывают деревню Косицына, с гордостью отмечают, что это малая родина того самого Алексея Тряпицына, а туристы при встрече с ним норовят сделать селфи. После выхода фильма и получения Кончаловским «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля за режиссуру Алексея Васильевича стали приглашать в Москву. Он ездил на «Модный приговор» и познакомился с Надеждой Бабкиной, принял участие в съемках «Вечернего Урганта» и... поставил на этом точку. – Если будешь соглашаться на все, так и будешь мотаться, – объясняет он. – Я стал отказываться, теперь мне почти не звонят. Отказался он и от съемок в программе «Давай поженимся!», где холостяку обещали подыскать хорошую невесту. Самый известный почтальон страны приглянулся многим женщинам: дамы ему писали, звонили, приглашали в гости. Одна женщина из-за границы – то ли из Швеции, то ли из Швейцарии – прислала в подарок картофелечистку. Но Алексей Васильевич выбрал местную с тремя детьми и живет в ее доме в деревне Вершинино. – Мы с ней лялякали все по телефону, и я предложил: чего лялякать-то, давай будем жить вместе, – говорит он. – Да вы ее в фильме видели, она там продавщица. Хорошая женщина, а одна с тремя детьми. Старшая дочь гражданской жены Тряпицына выучилась, вышла замуж и перебралась в Архангельск. Тут, как везде: работы нет, молодежь разъезжается, деревни вымирают. В родной для Тряпицына Косицыне, когда мы общалась с ним 5 лет назад, жилых было четыре дома. Сейчас только один. Даже его друг Колобок – и тот перебрался в Вершинино. – У него в Косицыне изба без электричества была, – говорит Тряпицын. – Тут хоть свет есть. А вот газа и центрального водоснабжения в Вершинино нет. Деревенские живут огородами и тем, что пошлет лес и озеро. Северная природа красивая и щедрая. «Да зачем мне Москва?!» Тряпицына часто спрашивают, почему он, как многие его земляки, не уезжает жить в Москву, тем более что он знаменитость. – Да зачем мне Москва?! – удивляется он. – Мне лет уже много, да и не приспособлен я к жизни в городе. Что я там делать-то буду? Со съемочной группой фильма и лично Андреем Кончаловским Алексей Васильевич до сих пор поддерживает отношения. – У меня был его (Кончаловского. – Ред.) мобильный, – рассказывает он. – А недавно второй прислали и велели никому не говорить. Он за границей, но на мои эсэмэски всегда отвечает. Кончаловский признавался своему непрофессиональному актеру, что хотел бы снять еще один фильм в архангельской глубинке, но вот сложится ли – не уверен. Очень может быть, что режиссер и его актер еще свидятся и даже вместе поработают. Знакомство с мэтром сыграло большую роль в жизни Тряпицына, да и Кенозерского парка тоже. Когда съемки уже были закончены, у Алексея Васильевича стало плохо с сердцем. Он обследовался в областном центре и получил ответ врачей: надо ставить кардиостимулятор, но операция будет месяца через три, не раньше. – А потом мне вдруг звонят и говорят, что передумали, – вспоминает Тряпицын. – Что операцию будут делать сразу. Поставили стимулятор, теперь его надо будет через 10 лет заменять. Как считает Алексей Васильевич, также не без участия Кончаловского за государственный счет местному отделению почты купили снегоход. На нем рассекает по кенозерским просторам девушка-почтальон, которая заняла место Тряпицына. В его словах об архангельской деревне, несмотря на позитивную манеру общения, слышится тихая боль. – Денег ни на что не хватает, дороги совсем не чистятся, не то что в советское время, – говорит Алексей Васильевич. Про деньги он знает совершенно точно, потому как два года является депутатом совета сельского поселения. Вымирает северная глубинка. От упаднических настроений спасают юмор, врожденная жизнерадостность и внимание, которое принес фильм Кончаловского. В Кенозерский природный парк из «Белых ночей...» едут и едут туристы. «Даешь вторую серию!» – пишут они Тряпицыну в «Контакте». После славы экс-почтальон завел аккаунты в соцсетях. А почему бы и нет?! * * * Материал вышел в издании «Собеседник+» №02-2019 под заголовком «Белые ночи пожарного Тряпицына».

Тот самый почтальон Тряпицын переквалифицировался в пожарные
© ИД "Собеседник"