Наркотики, побеги и шутинги: 10 честных фильмов о трудных подростках

На этой неделе в прокат выходит дебютный фильм Джоны Хилла "Середина 90-х" попытка актера осмыслить эпоху глазами подростка-скейтера.

Побеги и шутинги: 10 фильмов о трудных подростках
© Кадр из фильма "Тринадцать"

В последнее время актеры и актрисы в режиссерском дебюте помещают тинейджера в центр истории (Пол Дано в "Дикой жизни", Грета Гервиг в "Леди Берд" и Оливия Уайлд в "Образовании"). Однако для многих авторов подросток это не просто персонаж, чьими глазами удобно смотреть на мир, а настоящий объект исследования.

Вспоминаем 10 честных фильмов о том, как живут, любят и ненавидят подростки.

"Американская милашка"

Лейтмотивом всего творчества британской постановщицы Андреа Арнольд являются взаимоотношения детей и родителей. Неудивительно, что именно она сменила Жан-Марка Валле на посту режиссера второго сезона "Большой маленькой лжи", который выйдет в июне этого года. Ее последний фильм, "Американская милашка" красочное кино про подростковый эскапизм, которое было отмечено Призом жюри на Каннском кинофестивале. Почти трехчасовое приключение молодой девушки, которая, устав от скучной обыденности, прыгает в мини-фургон своих ровесников, колесящий по штатам.

Другие фильмы режиссера о подростках: "Аквариум".

"Слон"

В 2003 году Гас Ван Сент привез на Круазет своего "Слона", который стал, возможно, самым скандальным обладателем "Золотой пальмовой ветви". Картина от лица разных героев показывает один день в простой школе, в которой двое взбешенных учеников вот-вот устроят стрельбу. Под впечатлением от случившегося в школе "Колумбайн" Гас Ван Сент решил во всех подробностях проиллюстрировать то, что может произойти в любой американской школе. Однако многих зрителей взбесило, что режиссер попросту упивается подростковым насилием и детскими смертями, а не пытается изучить психологию убийцы и понять причины шутинга.

Другие фильмы режиссера о подростках: "Параноид Парк".

"Бог знает что"

До своего внезапного успеха с "Хорошим временем", кислотной одиссеей по ночному Нью-Йорку, братья Сэфди снимали крепкие малобюджетные инди-драмы. Одна из них, "Бог знает что", клаустрофобный фильм о девушке, которая слоняется по Нью-Йорку в поисках дозы. Сэфди смогли объединить интимную историю, трагизм и электронную музыку с документальной манерой съемок. Из-за этого создается крайне неудобное чувство, что ты подглядываешь за жизнью настоящих наркоманов.

"Племя"

В 2014 году украинец Мирослав Слабошпицкий шокировал каннскую публику своей подростковой драмой о глухонемых подростках. "Племя" это практически антропологическое исследование, которое не миндальничает ни со зрителем, ни со своими героями. Слабошпицкий давно размышлял об универсальном фильме, который можно смотреть без перевода во всем мире. Так было создано "Племя", которое без объяснений и перевода показывает жизнь и устои одного интерната. Смотреть на это порой физически тяжело, но нисколько не утомительно, несмотря на двухчасовой хронометраж. Все же слова не нужны для любви и ненависти.

"Детки"

Кажется, главным источником вдохновения Джонны Хилла стало трешевое творчество Ларри Кларка. Его самый известный фильм "Детки", основанный на сценарии Хармони Корина, еще одного вдохновителя Хилла. "Детки" это один день, вырванный из тяжелой жизни подростков с Манхэттена. Они шатаются без дела, занимаются сексом, ругаются и дерутся. Так, искренне и без шаблонов, Кларк рисует портрет обычных подростков 90-х, которые беспечно живут сегодняшним днем и делают все возможное, чтобы страшное "завтра" никогда не наступило.

Другие фильмы режиссера о подростках: "Кен Парк".

"Выпускники"

Обычный школьник-интроверт по имени Роб не только становится свидетелем передозировки своих ровесниц, но и умудряется заснять их смерть на камеру. После этого ему и его однокласснице дают задание создать небольшой трибьют в честь умерших девочек. Вдохновившись творчеством Михаэля Ханеке, особенно фильмами "Скрытое" и "Видео Бенни", Антонио Кампос создал небольшое размышление о подростковом бунте и современной культуре.

"И твою маму тоже"

Перед тем как уехать в Голливуд снимать лучшую часть фильмов о Гарри Поттере, Альфонсо Куарон подарил миру историю двух подростков, Хулио и Тенока, которые, проводив своих подружек в Италию, встречают девушку постарше и уезжают с ней отдохнуть на пляже с поэтичным названием "Врата рая". Формальное роуд-муви быстро снимает свою маску, чтобы поговорить со зрителем на целый комплекс вечных тем, от жизни и дружбы до смерти и сексуальности. Это пронзительное, грустное и по-юношески энергичное кино по праву считается одной из вершин мексиканского кинематографа. И все же трудно представить, как голливудские боссы после просмотра "И твою маму тоже" решили доверить Куарону "Узника Азкабана".

"После Люсии"

Мишель Франко редко уезжает с кинофестивалей без наград. Его фильм "После Люсии" в 2012 году выиграл второй по значимости приз Каннского кинофестиваля. "После Люсии" рассказывает историю отца и дочери, которые переезжают в Мехико. Первому большой город дарит новую работу, второй новую школу, в которой, к сожалению, ровесники начинают травить девушку. Франко, технически и тематически подражая Ханеке, исследует конфликт поколений, институт буллинга и отсутствие коммуникации, но делает это так жестоко и беспринципно, что досмотрит фильм лишь самый стойкий зритель.

"Я убил свою маму"

Некогда канадский вундеркинд (сейчас уже состоявшийся режиссер) Ксавье Долан заявил о себе на весь мир драмой с громким названием "Я убил свою маму". Это полуавтобиографическое кино, сценарий к которому Долан написал в 16 лет. Собственно, его юношеским максимализмом и пропитан весь фильм от видеодневниковых записей, где герой Долана признается, что никогда не верил матери, называющей его "особенным", до красочной секс-сцены под песню Vive la fte Noir dsir. Трудно поверить, но в этом году фильму исполнится 10 лет за это время Долан уже успел набить руку в фильмах об отношениях сыновей и матерей.

Другие фильмы режиссера о подростках: "Мамочка".

"Тринадцать"

Обычная тринадцатилетняя школьница Трейси делает все, чтобы подружиться с популярной ровесницей Иви, которая давно создала себе репутацию оторвы. Она переворачивает мир Трейси первый секс, наркотики и воровство у родителей. Сценарий этого малобюджетного фильма Никки Рид написала в 15 лет, отразив все страхи и переживания переходного возраста. Пускай настоящие наркотики в сюжете играют второстепенную роль, "Тринадцать" предлагает честный взгляд на не менее пагубную зависимость токсичную дружбу с человеком, которого ты искренне считаешь близким.