Как кинотеатры бойкотировали российский мультфильм
Несмотря на бойкот со стороны кинотеатров, российский мультфильм «Гурвинек. Волшебная игра» неплохо выступил в прокате, считают продюсеры ленты. Вместе с тем кинематографисты подчёркивают, что из-за действий владельцев киноплощадок картина потеряла 90% потенциальной прибыли: за первый уикенд проката мультфильм собрал всего 15 млн рублей вместо возможных 150 млн рублей. Ранее частные кинотеатры бойкотировали релиз отечественной ленты из-за отказа в выдаче прокатного удостоверения бельгийской картине «Королевский корги». В ситуации вокруг выхода «Гурвинека» разбирался RT. Премьера «Гурвинека» за рубежом состоялась ещё летом 2017 года. В России же мультфильм впервые показали для участников закрытых фокус-групп летом 2018-го. Тогда же — в августе — анимацию продемонстрировали на фестивале «Окно в Европу», где «Гурвинек» взял Приз зрительских симпатий. Премьера отечественной ленты планировалась на ноябрь, но её пришлось перенести на весну в связи с выходом «Щелкунчика». Таким образом, компания-прокатчик картины MVK получила прокатное удостоверение на начало марта 2019-го года и договорилась о релизе с более чем с 1300 площадок в 800 населённых пунктах России. Позднее этот же день для премьеры бельгийского мультфильма «Королевский корги» запросила компания-дистрибьютор картины «Вольга». Прокатчики пытались согласовать даты релизы своих картин, однако к соглашению так и не пришли. Тогда Министерство культуры предложило «Вольге» перенести дату премьеры мультфильма о корги на другой день. В ведомстве подчеркнули, что имеют законное право на подобные действия. Так, 27 февраля 2016 года правительством было принято постановление, согласно которому в случае заявок на одну дату двух лент схожей тематики или жанра, одна из которых уже получила прокатное удостоверение за шесть и более месяцев до премьеры, Минкультуры предлагает ещё не утвердившему дату релиза прокатчику выбрать другое число. В MVK отмечают, что получили прокатное удостоверение первыми. Бойкот кинотеатров Руководство Ассоциации владельцев кинотеатров решение Министерства культуры не понравилось: глава ассоциации Олег Березин заявил, что ведомство должно выдать «Вольге» прокатное удостоверение на заявленные раннее даты. Спустя несколько дней СМИ сообщили, что мультфильм решили бойкотировать основные кинотеатральные сети и площадки из Ассоциации владельцев кинотеатров. В результате бойкота за первый уикенд проката российский мультфильм собрал всего 15 млн рублей. Стоит отметить, что не все члены ассоциации поддержали бойкот: «Некоторые кинотеатры, в том числе, входящие в ассоциацию, планируют показать этот мультфильм», — заявил Березин Интерфаксу. По оценкам прокатчика, в обычной ситуации сборы могли составить порядка 150 млн рублей. Гендиректор MVK Павел Смирнов объяснят данные расчёты следующим образом: доля бойкотирующих кинотеатров от общих сборов составляет 90%. Соответственно, в минувшие выходные была заработана лишь десятая часть от общего числа потенциальной прибыли. «А дальше — нехитрая математика. Получается, «Гурвинек» претендовал на 250 — 300 млн по итогам проката, что делало бы его одной из лучших российских анимаций в году, да и в принципе одной из лучших независимых анимаций по итогам года. Поэтому рынок действительно потерял огромные средства», — объяснил Смирнов в ходе беседы с RT. Прибыли лишился не только прокатчик: весомые средства потеряли продюсеры картины, а также многие задействованные в процессе производства лица. Кроме того, существенный финансовый урон понесли сами кинотеатры, лишившие себя «части детского трафика». Впрочем, полагают в MVK, больше всего пострадали юные зрители. «В данный момент в заложниках оказались производители и прокатчики отечественного мультфильма и дети, которые останутся вообще без свежих мультиков в грядущие выходные», — цитирует заявление компании Cinemaplex. Битва за российского зрителя Глава департамента кинематографии Министерства культуры России Ольга Любимова назвала ситуацию вокруг выхода в прокат мультфильма российско-чешско-бельгийского производства «Гурвинек. Волшебная игра» провалом и подчеркнула, что причиной неудачи стали «последовательные и грубейшие ошибки». «Кинотеатры устроили «Гурвинеку» «тёмную». И это стало не частью продуманной рекламной кампании этого релиза, не изощрённым пиаром, а настоящим, классическим провалом. Прокат «Гурвинека» — это пример того, как делать не нужно. Ряд последовательных и грубейших ошибок, на которые неоднократно указывали все», — цитирует Любимову ТАСС. Вместе с тем представитель Минкультуры подчёркивает, что подобные кризисы лишь являются показателем активного развития отрасли. «В кинотеатрах началась настоящая давка. Продюсеры, прокатчики, сети — все бьются за российского зрителя», — резюмировала она. Продюсер мультфильма Вадим Сотсков, в свою очередь, призвал не искать в сложившейся ситуации виноватых. Он подчеркнул, что даже в условиях бойкота кинотеатров лента показала неплохие результаты. «Мы не хотим, чтобы маленькие зрители, которые могут посмотреть это кино и порадоваться, стали заложниками этой ситуации. Мы не хотим искать ни правых, ни виноватых. Мы просто хотим, чтобы наше кино, действительно хорошее, очень качественное и доброе, нашло своего зрителя в России», — цитирует Сотскова «Говорит Москва». «Попал в точку кипения» Павел Смирнов убеждён, что акция с бойкотом направлена не против конкретного мультфильма, прокатчика или отечественной анимации. «Эта акция направлена против сложившейся практики. Так получилось, что «Гурвинек» попал в точку кипения. Сейчас мы апеллируем к ассоциации — ведь в принципе они свою задачу выполнили, их заметили, и всё вышло за рамки узкоспециализированного конфликта. Мы просим: если мультик не виноват, и вы это признаёте, то смысл добивать его, как младенца? Дайте ему шанс на второй уикенд. Это мультик, который мог собрать очень приличные деньги, чуть ли не стать рекордсменом», — добавил Смирнов. За релиз мультфильма «Гурвинек» на экранах сети частных кинотеатров уже вступилась Ассоциация анимационного кино. Накануне представители ассоциации обратились к председателю Ассоциации владельцев кинотеатров и руководителей киносетей Олегу Березину с просьбой содействовать разрешению ситуации с прокатом российского мультфильма. Вместе с тем представители Ассоциации анимационного кино убеждены: подобные случаи могут помочь наладить систему урегулирования процессов согласования дат и премьер между кинотеатрами и прокатчиками. «Это прецедент, который вскрыл противоречия между разными уровнями управления и регулирования этими процессами. Я надеюсь, что после этой истории таких случаев не будет», — отмечает исполнительный директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова. По её мнению, предупреждать подобные ситуации можно путём ведения диалога всеми сторонами. Аналогичного мнения придерживается и Вадим Сотсков. «Нужно искать компромисс. С одной стороны, можно понять кинотеатры — это их бизнес, они должны зарабатывать деньги. А с другой, если разобраться, — мы, российская анимация, вынуждены подстраиваться под большие голливудские релизы. Мы не можем вставать на определённые даты, когда выходит большой фильм. При этом мы не можем стоять в общей очереди вместе со всей мировой анимацией. Нужно договариваться, и все участники рынка должны всё это понимать», — рассказал он RT. Сотсков подчеркнул, что необходимо разработать механизмы по протекционизму отечественной анимации. «Они (механизмы. — RT) должны быть выработаны, понятны и прозрачны. Минкульт ничего противозаконного не сделал», — добавил он. Политика госпротекционизма Ранее Минкульт уже выступал с инициативами с целью поддержки российского кино. В числе протекционистских мер были предложения назначать разную цену на билеты на российские и иностранные фильмы. Также в Госдуме предлагали установить для кинотеатров 20-процентную квоту на показ российских картин. О необходимости осуществления госпротекционизма в кино неоднократно говорил министр культуры Владимир Мединский. В августе 2018 года он отметил, что национальный кинематограф не сможет активно развиваться без продуманной системы государственного протекционизма — тем более, что другие страны предпринимают комплексные меры по защите собственной индустрии кино. «В этом отношении Россия занимает неразумно либеральную позицию по отношению к голливудской экспансии. Все эти годы мы поэтапно, последовательно, к сожалению, малыми шагами движемся в направлении здравого смысла в отношениях с мировым кинобизнесом», — заявил Мединский. В интервью RT министр подчеркнул, что в настоящее время российские кинематографисты пытаются соперничать с Голливудом методами свободного рынка, но далеко они таким образом не продвинутся. «Вот если и дальше пытаться по одной цене продавать отечественные «Жигули», Lada, Toyota калужской сборки и Maserati (а у нас билет стоит одинаково в кино на все фильмы, и никаких протекционистских иных мер нет), то это очень тяжело», — пояснил глава ведомства. В декабре 2018 года в интервью телеканалу «Россия 24» Мединский заявил, что попыткам министерства «пропихнуть» локальные меры госпротекционизма сопротивляется «голливудское лобби» — коммерческие структуры, которые вместе с западными фильмами боятся потерять подростковую аудиторию. Борьба за «полки» Протекционизм в отношении отечественного кинематографа поддерживается рядом российских кинорежиссёров и продюсеров. Они отмечают, что такая политика — распространённое явление во всех сферах производства и практикуется не только в России, но и ряде других стран, в том числе Китае. А стремление отечественного кинематографа занять свою нишу в российском прокате является закономерным. Актёр и кинорежиссёр Алексей Петрухин подчёркивает: кинематограф — одно из самых влиятельных средств массовой информации. «Это однозначно должно регулироваться. Без этого невозможно ничего сделать. Да, это болезненно и время упущено. Конечно, российскому кино никогда не подняться и не развиться, если не будет зрителя. А как зрителю быть, если все сеансы заняты шнягой американской?», — отметил он в беседе с RT. В этом вопросе показательна протекционистская политика Франции. По мнению режиссёра и продюсера Никиты Михалкова, французское кино «поднялось» именно на дозировании зарубежного. «Мы слишком много денег отдаём людям, которые нас не уважают. Нам объявляют санкции, пытаются нагнуть, а мы отдаём им деньги. Мне как гражданину обидно, что тот, кто нас не уважает, собирает миллиарды в российском прокате. Почему мы должны их кормить?» — считает Михалков. За и против У политики госпротекционизма есть и противники — так, продюсер Александр Роднянский полагает, что протекционистские меры в кино могут сыграть злую шутку с самими кинематографистами. «Облегчённая конкуренция, когда любая отечественная картина получает некий объём сеансов, ведет к ухудшению качества фильмов. Я не вижу никаких проблем выпустить российскую картину, если она имеет зрительский потенциал», — цитирует Роднянского РИА Новости. Режиссёр Алексей Учитель в беседе с ТАСС признал существование «некоего перекоса в отношении голливудского кино» в российских кинотеатрах, однако раскритиковал идею с идеей ограничения доли проката американского кино в кинотеатрах России. «Надо делать качественное кино: эмоциональное, талантливое, интересное, с потрясающими идеями. Только так мы завоюем зрителя, что уже и происходит: за два года мы поднялись в прокате с 13% до 30% доли российского кино, и это произошло не путем ограничений, а само собой», — добавил Учитель. По мнению режиссёра Алексея Германа — младшего, отзыв прокатных удостоверений — не единственно правильный путь поддержки отечественного кинематографа. При этом он согласен с позицией министерства по сдвигам релизов. «Какой-то протекционизм должен быть. Это нормально, и так делают много где — и во Франции, и в Китае — и ничего страшного», — объяснил режиссёр в беседе с РИА Новости. Примеры Франции и Китая ранее озвучивал также Алексей Петрухин. Кинематографист указывал, что благодаря сдвигу релизов Китаю удаётся успешно поддерживать собственное кинопроизводство. Эксперты подчёркивают: Китай давно и крайне успешно применяет одну из мер так называемого воздействия — регулирование сроков выхода фильма. И это считается вполне нормальным способом государственного регулирования отечественного производства.