Премьера ирландского "Калеки" в ТЮЗе не обошлась без яиц
Саратовский ТЮЗ рассказал зрителям пронзительную историю. Над созданием постановки трудился режиссёр из Екатеринбурга Илья Ротенберг. Не ждите от жизни чудес, потому что, если они все же произойдут, вас в лучшем случае закидают тухлыми яйцами, а в худшем - вы умрете от неожиданно подкравшегося туберкулеза. Хотя какое это имеет значение, если, несмотря на физические уродства и жизнь в крошечной ирландской деревушке вам удалось практически невозможное - сыграть в голливудском фильме и добиться взаимных чувств от строптивой местной красотки? В очередной раз обратившись к творчеству известного британо-ирландского драматурга, продюсера и кинорежиссера Мартина МакДонаха, Саратовский ТЮЗ рассказал зрителям пронзительную историю, вызывающую какие угодно чувства, кроме одного - жалости к врожденному заболеванию главного героя - калеки Билли (Евгений Сафонов). Ведь, несмотря на то, что окружающие воспринимают Билли исключительно как нелепого уродца, он доказывает всем и, в первую очередь, самому себе, что волевой характер и красивая душа намного важнее изъянов физической оболочки. Успевший запомниться саратовским зрителям по документальному спектаклю "Все будет хорошо" и масштабной премьере "Дяди Вани", молодой режиссер из Екатеринбурга Илья Ротенберг идеально вписал камерную историю о "Калеке с острова Инишмаан" в пространство малой сцены. В ней умещаются и лодка, на которой герои плывут навстречу голливудским мечтам, и разговаривающие камни, и те самые куриные яйца, которых не пожалели во время открытого прогона спектакля, разбивая их об актерские головы и стены. К слову, одними из первых премьеру увидели юные воспитанники саратовских коррекционных учреждений, прибывшие в театр организованной группой. Происходящее на сцене не оставило их равнодушными, хотя фирменный черный юмор МакДонаха далеко не всегда давал поводы для веселья, а некоторые сцены, несмотря на безупречную игру актеров, смотреть было откровенно тяжело. "Очень хорошо, что вы создали такой спектакль", - смущаясь, вынес вердикт один из гостей. По окончании трехчасового действа зрителей пригласили поделиться впечатлениями от увиденного на встрече с режиссером и самими актерами. Дискуссию вызвал вопросы о возрастном цензе, которым следует маркировать постановку, изобилующую недвусмысленными сценами и своеобразной лексикой. В зале прозвучали мнения о том, что демонстрировать спектакль в его нынешнем виде, без каких-либо купюр, подросткам все же не стоит. Некоторые зрители также усомнились в том, действительно ли просмотр местами очень жестких сцен окажется полезным для инвалидов. Зато многие поблагодарили Ротенберга за создание столь редкого для саратовских подмосток явления - по-настоящему психологического спектакля, обращающегося к актуальным для современного общества темам и заставляющего думать и сопереживать. Заодно екатеринбуржца попросили задуматься о переносе действия на главную сцену.