«Берлинале»: как крупнейший кинофестиваль меняет город
Прошедший фестиваль стал последним для его программного директора Дитера Косслика, занимавшего эту должность 18 лет. За это время «Берлинале» закрепил за собой статус крупнейшего из международных кинофестивалей, который посещают около полумиллиона человек каждый год. Strelka Mag разобрался, чего добился фестиваль за 69 лет и как изменил целый город. Источник: Siebbi / ipernity.com / commons.wikimedia.org Оживление проблемных Районов Вся история «Берлинале» неразрывно связана с историей самого города: после войны фестивалю предстояло одновременно возродить культурную жизнь в разрушенной столице и стать своеобразной рекламной кампанией свободного Западного Берлина. В 90-е правительство предлагало крупным компаниям вложиться в перепланировку почти разрушенной Потсдамской площади. Обновлённая площадь должна была стать символом новой, единой Германии: когда-то здесь сходились границы советского, британского и американского секторов, а после войны площадь была расколота Берлинской стеной. В конкурсе выиграло мюнхенское архитектурное бюро Hilmer & Sattler. Основываясь на разработанном в бюро мастер-плане, Берлинский сенат решил разделить площадь на четыре зоны и продать их инвесторам: основную часть поделили между собой компании Daimler и Sony. Однако вскоре выяснилось, что инвесторы не спешат переносить свои офисы в новый европейский бизнес-центр. Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, берлинское правительство предложило развивать площадь как культурное пространство: так на Потсдамской площади появились сеть современных кинотеатров и Музей кино. Туда переехал «Берлинале» из западной части города, чем оживил проблемное городское пространство. Поддержка небольших кинотеатров Источник: berlinale.de В 2010 году, к 60-летнему юбилею фестиваля, в расписании появилась новая программа. Серия показов Berlinale Goes Kiez перенесла часть сеансов из современных мультиплексов в центре города в небольшие артхаусные кинотеатры в других районах Берлина. На этих показах не действует журналистская аккредитация: программа была придумана для того, чтобы местные жители смогли посмотреть фильм из конкурса фестиваля в кинотеатре у дома. Не менее важная задача программы — поддержать небольшие кинотеатры, которым становится всё сложнее конкурировать с современными многозальниками. Специальные показы в исторических местах «Берлинале» использует своё влияние, чтобы привлекать внимание к культурным и историческим достопримечательностям. Например, в этом году показ одного из конкурсных фильмов прошёл в здании мужской тюрьмы Плётцензее. Фильм «Крушитель системы» о девочке, с которой не могут справиться ни семья, ни социальные службы, показали в одном из действующих корпусов тюрьмы, основанной ещё в 1868 году. Сейчас на территории Плётцензее также функционирует мемориал, а все здания находятся под охраной государства как памятники исторического наследия. Брендинг по всему городу Источник: berlinale.de В течение десяти дней фестиваля Альте-Потсдамер-штрассе подсвечивается красным, фирменным цветом «Берлинале». Постеры фильмов, участвующих в конкурсе и параллельных программах, заменяют рекламу на многочисленных рекламных поверхностях. На них — люди в костюмах медведей, сфотографированные в разных районах города: в метро, на улицах, рядом с известными зданиями. В этом году программный директор Дитер Косслик приоткрыл завесу многолетней тайны и рассказал, что в костюмах медведей прячутся те, кто сделал «Берлинале» одним из крупнейших фестивалей в мире, — его зрители. Инфостойки «Берлинале» встречают всех прилетевших в Берлин уже в аэропорту. В вагонах метро показывают трейлеры фильмов, а некоторые заведения, от кофеен до музеев, предлагают скидки владельцам бейджей с аккредитацией. доступность для всех Источник: berlinale.de «Берлинале» был ориентирован на обычных зрителей с момента своего основания в 1951 году — фестивалем А-класса с международным жюри он стал только шесть лет спустя. За 69 лет главное не изменилось: «Берлинале» по-прежнему нравится публике, а билеты, которые стоят не больше 15 евро, сейчас можно купить как в специальных кассах в Берлине, так и онлайн. В этом году на фестиваль было продано 335 тысяч билетов. В отличие от более элитарных Каннского и Венецианского кинофестивалей, «Берлинале» не стремится отделить торжественные премьеры от публичных показов. Режиссёры и актёры представляют фильмы зрителям на показах, куда можно просто купить билет. После зрительской премьеры иногда проходят публичные обсуждения, и любой желающий может задать вопрос звёздам голливудского и европейского кино. Этой политики фестиваль придерживается во всём: рядом с красной дорожкой организованы специальные фан-зоны, а на площадке Berlinale Open House проходят вечеринки, дискуссии и мастер-классы. Почти на все из них вход свободный, ограниченный только размерами площадки. Программу «Берлинале» принято ругать как чересчур сложную: в этом году на фестивале показали около 400 фильмов. Но разнообразие в расписании — одна из причин популярности фестиваля. Помимо международного конкурса, двух параллельных секций («Форум» и «Панорама») и серии спецпоказов (ретроспективы, сериалы, документальное кино), Берлин ежегодно собирает программу «Перспективы немецкого кино», представляющую национальный кинематограф, и программу детских и подростковых фильмов «Поколение». Только за счёт последней фестивалю удаётся привлекать 70 тысяч детей ежегодно. В рамках Berlinale School Project фестиваль также организует утренние сеансы фильмов из программы «Поколение» и открывает предпродажу билетов со скидкой для школьных групп. Одна из задач проекта — сделать кино такой же частью школьного расписания, как другие привычные всем предметы. Приз зрительских симпатий Кадр из фильма «37 секунд» Все гости фестиваля могут проголосовать за понравившиеся фильмы из конкурса «Панорамы», заполнив карточку, которую каждый получает на входе в зал. Зрители выбирают лучшие документальный и игровой фильмы и таким образом участвуют в ежегодном розыгрыше призов, который проводится вместе с кем-то из партнёров «Берлинале». Помимо зрителей, за лучшие фильмы также голосуют читатели газет Berliner Morgenpost и Tagesspiegel. Берлинский кинофестиваль особенно интересен международному ЛГБТ-сообществу. Каждый год здесь раздают награды Teddy Award, присуждаемые в пяти номинациях. Статуэтка Teddy —предшественник Квир-пальмовой ветви Каннского кинофестиваля и самая влиятельная награда в квир-кино. Победителей определяет независимое жюри, состоящее из читателей издания QUEER.DE. Прибыль для города и развитие туризма Государство поддерживает фестиваль как важное культурное событие. По данным разных источников, с 2001 года, когда директором был назначен Дитер Косслик, бюджет «Берлинале» вырос в два или даже четыре раза и сейчас составляет около 26 миллионов евро. Из них 8,2 миллиона поступает от федерального правительства. Сумма доходов фестиваля не раскрывается, но известно, что «Берлинале» зарабатывает на продажах билетов, сувенирной продукции и аккредитационных взносах. Значительную часть прибыли приносит кинорынок European Film Market, который проводится в одно время с фестивалем, а также продажа рекламы и предложений для партнёров. По данным исследования Investment Bank Berlin за 2013 год, гости «Берлинале» тратят от 240 до 310 евро в день и проводят в городе в десять раз больше времени, чем среднестатистический турист (10–11 дней против 2–3 суток и 204 евро в день). В течение фестиваля они тратят около 100 миллионов евро в отелях, ресторанах и магазинах. За последние десять лет общее количество туристов, приезжающих в Берлин, выросло в два раза, а в прошлом году немецкую столицу посетили 13,5 миллиона человек. По данным агентства visitBerlin, рост числа туристов часто приходится на февраль.