Открытый Российский Фестиваль Анимационного Кино-2019: Обаятельные зайцы, дед-враль и эпик с воробушком
13 марта открылся XXIV Открытый Российский Фестиваль Анимационного Кино в Суздале. Это главное тематическое событие, куда с начала 1990-х свозят всю ключевую российскую анимацию, созданную за год. В последние годы фестиваль уже не может принять всех желающих, поэтому отбор стал тщательнее. Программу ОРФАКа в этом году можно поделить на несколько частей – это конкурсные и внеконкурсные показы, полный метр и программа «Утренняя зарядка», состоящая из фильмов детских анимационных студий. В первой части нашего обзора мы расскажем про самые любопытные фильмы из конкурсных показов первых двух дней. Конкурс дебютных фильмов «Урок плавания» «Урок плавания» Татьяны Окружновой выбрали для почетного показа на открытии фестиваля, где вперемешку шли конкурсанты разных категорий. Это забавная детская история создавалась при помощи технологии живописи по стеклу. Способ выбран удачно, ведь «Урок плавания» рассказывает о мальчике, который пошел купаться на море и заодно наслушался небылиц бородатого деда в тельняшке. Старый враль, как оказалось, плавать не умеет, поэтому сноровка ребенка и спасательный круг очень даже пригодились. Еще одним хорошим детским мультфильмом этого конкурса оказался «Василиск», созданный на студии «Урал-Синема». Это рисованная история маленькой девочки и ее ручной ласки, которые переносятся на страницы книги – главным злодеем в ней является мифический монстр. Создательница мультфильма Вера Поздеева является новым представителем сильной екатеринбургской школы анимации, которая справедливо считается одной из основных в России. Вполне возможно, что «Василиск» станет первой главой анимационного сериала о средневековом бестиарии. «Василиск» Два более «взрослых» по содержанию дебюта – «Нежить» Дарьи Волчок и «Однажды меня встретила лестница» Екатерины Куричевой. Первый – бессюжетный фильм о тепле человеческих ладоней, которые исследуют женское тело. Второй – забавная история о балерине со сросшимися ступнями, которые мешают догнать ей лягушку, удирающую по лестнице. «Однажды меня встретила лестница» Самый длинный дебют (11 минут) принадлежит Жанне Бекмамбетовой, дочери известного режиссера и продюсера. Выпускница ВГИКа представила эпический мультфильм «Чик-Чирик», в которой жизнь девушки Любы показана как хождение по канату – простенькая метафора линии жизни. Ее сопровождает друг Воробушек, который становится свидетелем ключевых событий ее жизни – рождения, взросления, замужества и разлуки с любимым, которого убивают на фронтах Великой Отечественной. Над мультфильмом работала большая команда аниматоров и выглядит он как серьезный коммерческий продукт. Правда, качество исполнения немного диссонирует с простоватым концептом. Конкурс студенческих фильмов На открытии показали два студенческих фильма. Первый из них является портретом-слепком Москвы и создан при помощи технологии живописи по стеклу и ротоскопирования. Последняя техника работает так – сначала снимается документальный материал, который после превращается в анимацию. Над «Средой» работала большая группа студентов студии «ШАР», у которых получилось точно и изобретательно создать общий портрет летней Москвы – образы сменяют друг друга, похожие на жаркие послеполуденные сны. «Среда» Второй фильм – «Кораблик» Анастасии Махлиной, выпускницы ВГИКа. Его удивительно хочется зарифмовать с китайским игровым фильмом «Слон сидит спокойно» – они оба выбирают одно и то же животное и меланхолический тон повествования. «Кораблик» рассказывает про девочку и ее друга-слона, которым придется расстаться – детство неотвратимо уходит в прошлое, там же должны остаться и ребяческие забавы. Сумрачный фильм использует технику кукольной анимации и перекладку (плоские марионетки). «Кораблик» Впрочем, не все студенческие фильмы пронизаны меланхолией, напротив, многие работы могут похвастаться забавными плот-твистами и ненарочитым юмором. «Мазай, не Ной» (дипломная работа студентки ВГИКа Татьяны Чернилевской) иронично вплетает в некрасовское стихотворение хищный капиталистический корабль Covcheg Corporation. Обаятельные зайцы и последний сюжетный поворот делают из детской классики анекдот в жанре черного юмора. «Мазай, не Ной» Двухминутная «Шальная любовь» Веры Вьюгиной дает нам новый взгляд на жужжащую в комнате муху – история показана с точки зрения влюбленного насекомого. «Долгий поцелуй» Иван Ханжина продолжает тему лав-стори: главные герои мультфильма улитки, которым приходится доооооолго ползти по морскому дну ради одного-единственного прикосновения губами. Из неожиданных сюжетов хочется еще отметить «Здравствуйте, родные» Александра Васильева – взгляд из окна обычного дома. К бабушке приходят гости и терпеливо ждут ее во дворе, пока она готовит им еду. Правда, старичок, невеста, пузатый мужик и ребенок ведут себя не вполне обычно. Финал раскрывает карты – задумка насколько простая, настолько и гениальная. «Здравствуйте, родные» Из необычных участников конкурса хочется выделить «Волчью колыбельную» Полины Морозовой и Валерии Солотски, учениц Борнмутского Университета Искусств. Это экранизация старой русской песни про злобного волчка, который подстерегает неспящих детей. Свою дочь выйдет защищать героическая мать с мечом – мрачная рисовка напоминает о мультсериале «По ту сторону изгороди». «Волчья колыбельная» Представителем документальной анимации является «Хорошая, плохая, злая» – автобиографический мультфильм, в котором Соня Горя рассказывает о своем опыте жизни с биполярным расстройством. Сделан фильм при помощи коллажной техники, перекладки и пластилиновой анимации. Еще один необычный участник конкурса студенческих фильмов –«Рыбоlove» Валерии Башкировой, который совмещает в себе настоящие миниатюрные декорации и нарисованных человечков. Герои фильма стремятся добиться от золотой рыбки исполнения своих желаний, не гнушаясь бесчестных методов. «Рыбоlove» выглядит как возвращение взрослого человека к своим старым игрушкам (полицейские машинки, пластиковые лесенки, аквариум с живой рыбой), но уже во всеоружии опытного режиссера. «Рыбоlove» Конкурс прикладной анимации Прикладной анимацией называют мультфильмы, которые существуют не сами по себе, а выполняют роль коммерческого продукта, рекламы, видеоклипа. На открытии показали два интересных фильма из этого конкурса. «Интервью» Ирины Эльшанской, видной художницы, уже отмеченной призами в Суздале и на Большом фестивале мультфильмов. Ее новая работа – рисованная минутная анимация про то, как мышонок учится преодолевать свой страх, боязнь езды на велосипеде зимой. Второй фильм с открытия – «Большой» Анастасии Белоусовой, рассказывающий о розовом гиганте, который возвышается над окружающим миром и везде ощущает тесноту. Это очень сюрреалистичное зрелище, которое может показаться простоватым по исполнению, но здесь это служит индикатором экспериментального подхода к формам. Из других фильмов программы хотелось бы отметить занимательную 3D-анимацию «Водоробот» Павла Погудина (реклама одноименной системы очистки воды) и еще одну работу Ирины Эльшанской – «Будущее логотерапии». Эта биография Виктора Франкла, психолога, бывшего узника концлагеря, который разработал логотерапию – метод поиска смысла существования. Он же и помог вынести ему тяжести в концлагерных условиях – мультфильм красочно сменяет серые тюремные будни на яркую жизнь после освобождения. Были представлены и музыкальные видео – «Коньки» Марии Якушиной (своеобразная пропаганда каткового образа жизни), «Чемодания» Анастасии Сысоевой и Аси Киселевой (клип на песню группы IUN*) и «Мы сегодня дома» Александры Харитоновой и Марии Сониной (клип на песню группы «Хадн дадн»). Фестиваль анимационного кино в Суздале проходит с 13 по 18 марта. Подписывайтесь на Киноафишу в соцсетях, чтобы раньше всех узнавать новости! Вконтакте Twitter Facebook Instagram Telegram