Как фильм «Четыре свадьбы и одни похороны» повлиял на киноиндустрию
Не так уж много фильмов настолько повлияли на местное кинопроизводство, как это сделала картина «Четыре свадьбы и одни похороны». Романтическая комедия Майка Ньюэлла («Улыбка Моны Лизы», «Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков») вышла на экраны 25 лет назад. При бюджете всего в 4 млн долларов она собрала в мировом прокате боле 245 млн и помогла проложить дорогу для ряда всемирно успешных британских комедий — от «Мужского стриптиза» и «На игле» до «Ноттинг Хилла», «Реальной любви» и «Бриджит Джонс». Фильм запусти карьеры Ричарда Кёртиса, Хью Гранта, Кристин Скотт-Томас и многих других. В Америке «Четыре свадьбы и одни похороны» заработали невероятные для британской комедии с рейтингом R 52 млн долларов. Фильм номинировали на «Оскар», «Золотой глобус» (Хью Грант выиграла премию за главную мужскую роль), он стал триумфатором BAFTA и даже заслужил «Сезар» как лучший иностранный фильм. Песня из картины Love Is All Around стала суперхитом. Триумф, отчасти являющийся результатом амбициозной стратегии компании Polygram, привёл к тому, что в Великобритании впервые ввели финансирование фильмов через Национальную лотерею, а также сделали налоговые льготы на входящие британские фильмы, чтобы помочь другим компаниям достичь аналогичного успеха. Помимо всего прочего картина также затрагивает темы инвалидности, гомосексуализма и социального разнообразия, что делало её необычной для того время. К тому же центральный сюжет в фильме освежающе переворачивает традиционный стереотип жанра, в котором «одинокая женщина встречает уверенного мужчину». До выхода этой картины британские фильмы за границей были больше известны как «мрачные и реалистичные». Оглядываясь назад, мгновенная слава Хью Гранта, казалось, почти предвещала бесконечный цикл британских актеров, получающих главные роли вне Великобритании. Но в 1994 году фильм был далек от моментального успеха. Его как минимум один раз отклонила крупная американская студия, а ещё были проблемы с бюджетом и неуверенность по поводу мужской роли. Сценарист Ричард Кёртис рассказывает, что это это был его второй фильм и он чувствовал себя неуютно в этом жанре. На тот момент он не рассматривал «Четыре свадьбы» как романтическую комедию, скорее как полубиографическую историю. По его словам, сценарий вдохновлен случаем, когда он встретил привлекательную девушку на свадьбе друзей и не смог ничего сделать. Кёртис также хотел показать в фильме поэтапное развитие отношений «в реальном времени». Продюсер Дункан Кенуорси вспоминает, что фильм хотели снимать ещё в 1992 году, но не смогли из-за финансовых проблем. Ему сказали, что лента никогда не выстрелит в Амрике, он предложил права американской студии за 1 млн долларов, но там отказались. Когда на главную женскую роль удалось заполучить Энди МакДауэлл, которая тогда была звездой, продюсеры смогли раздобыть ещё немного денег. «Главное, что я помню, было то, что у нас было очень мало денег. Нам пришлось довольно жестко урезать график съёмок. Я помню, как разговаривал с оператором о моих великих идеях для фильма. Он остановил меня и сказал: "Меня волнует только одно: у нас 32 дня съемок". Но мы все были молоды, и мы с этим справились», — говорит режиссёр Майк Ньюэлл. «Мне кажется, мы просмотрели всех мужчин от 18 до 32 лет в Англии. И никто не подходил. В 1992 году главную роль должен был сыграть Алекс Дженнингс, в 1993 году основными кандидатами стали Алан Рикман и Хью Грант. Мы (я, Ричард и Майк) проголосовали, и два из трёх выбрали Хью», — рассказывает Кенуорси. Против Гранта голосовал Кёртис. Он считал, что актёр слишком красив для роли. Но Рикман не захотел прослушиваться, а Грант всех убедил, что подходит на эту партию. Главную актрису тоже нашли не сразу. Прослушивания проходили в том числе Дженнифер Джейсон Ли и Мэри Стюарт Мастерсон, в итоге роль получила Мариса Томей, которая позже отказалась от неё по семейным обстоятельствам. И только после этого появилась МакДауэлл. Кёртис рассказывает, что американский прокатчик предлагал сменить название фильма, так как «свадьбы любят только женщины, а похороны — никто, поэтому вы получите только четверть аудитории». Фильм чуть не назвали «Шафер». На премьере в Солт-Лейк-Сити в первые же пять минут зал из-за ругани покинули 70 человек. На маркетинг тоже не особо тратились, так как по поводу фильма было много сомнений. Продюсер картины считает, что если бы ее премьера сначала состоялась в Британии, она бы не имела такого успеха. Выход в США означал, что это большой сюрприз. Хью Грант был основным ldbufntktv продвижения. «Он был таким остроумным, обаятельным и забавным. У "Нью-Йорк Таймс" было два больших разворота про него и фильм. Он ходил gj ток-шоу. Он очень стараkcz», — говорит Кенуорси. «То, как "Четыре свадьбы" действительно изменили британский кинематограф, заключается в том, что до этого момента крупные коммерческие хиты, выходящие из Великобритании, были в основном франшизами, такими как фильмы о Джеймсе Бонде. В этом фильме слилось много хороших вещей: Майк, Ричард и Дункан сняли великолепный фильм; Polygram создал новую структуру распространения. Я помню, что это было довольно удручающее время, и людям нужен был фильм, чтобы почувствовать себя хорошо. Это был англоязычный фильм, который не был американским, и был сделан с небольшим бюджетом. И всё это привело к тому, что фильм стал феноменальным хитом. После фильма Ричард решил остаться в Великобритании [вместо того, чтобы переехать в Америку]. Дэнни Бойл сделал "На игле" несколько лет спустя, и он тоже решил остаться в Великобритании. Это — одно из наследий фильма», — считает продюсер Тим Беван. Некоторые называют «Четыре свадьбы и одни похороны» и другие работы Кёртиса слишком мягкими и нереалистичными. У сценариста есть ответ: «Странно, что если вы наполняете фильм насилием и убийствами, с которыми очень немногие сталкиваются в своей жизни, это считается реалистичным, но если вы наполняете фильм любовью, с которой большинство людей сталкиваются ежедневно в той или иной форме, это считается невозможным». Deadline