Ещё

«Закрывайте, резать — не дам»: как защищал свои фильмы Марлен Хуциев 

«Закрывайте, резать — не дам»: как защищал свои фильмы Марлен Хуциев
Фото: Teleprogramma.pro
Кино для будущей легенды началось с не менее легендарного фильма «Чапаев», куда его привел двоюродный брат. Потом он погиб во время войны — сгорел в танке.
Из-за того, что Хуциева не взяли в армию, он чувствовал постоянную вину. И в его фильмах всегда присутствует тема войны, как дань солдатам, сложившим головы ради будущего страны.
«… Люди думали, что я — раненый из госпиталя», — вспоминал Хуциев
Фото: globallookpress.com Когда в 1945 году Марлен собрался в Москву поступать, на его пути случилась целая череда происшествий — он ведь ехал из Тбилиси.
Сначала отцепили его вагон, и ему пришлось искать пересадку в Грозном. Когда добрался до Минвод, оказалось, что поезд задерживают на трое суток — пришлось выживать без денег: пересесть на другой транспорт было уже невозможно — не на что было купить билет.
Марлен решил хотя бы помыться, полез в озеро. Но, пока он смывал дорожную грязь, у него украли штаны. В милицию он явился в шинели на голое тело. Милиционеры выписали ордер на выдачу штанов. Штаны выдали, только вот они были белые! Так Хуциев и предстал пред очи приемной комиссии ВГИКа: худой, замученный, в шинели и белых штанах. Да. как раненый из госпиталя, которых много было тогда в московских вузах.
«…Ни метра не вырежу, потому что эти люди того заслужили»
Фото: globallookpress.com В картину «Был месяц Май» Марлен Мартынович пригласил сниматься . Получился очень сильный фильм с документальным прологом, который Хуциев смонтировал сам, никому не доверив процесса.
За каждый эпизод, который пытались урезать цензоры или Худсовет, он вставал грудью. Угрожали закрыть картину — сказал: «Закрывайте, резать — не дам». Махнули рукой.
Фильм был показан в Германии, немцы уходили потрясенными.
Фильмы Хуциева легче было запретить, чем порезать
Фото: Шахиджанян Сергей / КП Однажды это все-таки произошло с картиной «Застава Ильича». Актер в одном из последних своих интервью вспоминал, что бюрократы положили гениальный фильм «на полку» просто чтобы перестраховаться.
Никто не верил в «оттепель», каковой был и этот фильм с его поэтами: Окуджавой, Вознесенским, Евтушенко.
В результате, когда фильм дошел до зрителей, он уже был растащен на куски другими режиссерами. Да и время уже было другое, так что у фильма уже была украдена актуальность и новизна.
Режиссер назвал «Заставу Ильича» потрясением
Фото: Плешакова Анастасия / КП Это не помешало Леониду Лукову, режиссеру, который создал знаменитый фильм «Два бойца», настолько впечатлиться «Заставой Ильича», что он во время просмотра даже тихонько снял ордена.
А в них он неизменно приходил на все премьеры. А потом подошел к режиссеру и сказал: «У меня в жизни было три потрясения — „Земля“ Довженко, „Броненосец „Потемкин“ Эйзенштейна. Это третье“.
Режиссер Александр Котт говорит, что Хуциев изменил киноэпоху
Фото: globallookpress.com Александр Константинович поступал на курс Хуциева и не поступил. Это не помешало в дальнейшем им подружиться. А Марлен Мартынович потом много лет подначивал Александра, напоминая о том неудавшемся поступлении. В последний раз режиссерам удалось поработать вместе два года назад, в Болгарии.
о Хуциеве: „Когда мы говорим о времени „оттепели“, сразу приходят на ум его фильмы“.
Александр сейчас с теплом вспоминает эту дружбу и говорит, что это был „тихий режиссер, но дела его были громкими“. Он знал Хуциева как теплого, простого, искреннего человека. Он называет Хуциева киносовестью страны.
Александр Котт: „Хуциев — просто киносовесть“
: „мы жили по соседству“
Фото: globallookpress.com Раиса Ивановна рассказывает о том, что Хуциев был ее соседом. Она прекрасно знала, кто это, но не отваживалась на то, чтобы сделать первый шаг к более тесному общению.
Он был неизменно вежлив, всегда здоровался. Работать вместе не пришлось, хоть Раиса Ивановна снималась у многих режиссеров — на ее счету 199 ролей. Просто у  был свой взгляд как на кино, так и на подбор актеров.
»Я смотрела все его работы, ранние, потому что он начинал делать «Пушкина» и ему просто не дали. А так — да, его фильмы мы смотрели все», — вспоминала Рязанова
«Главное свойство моего характера заключается в том, что я — созерцатель»
Фото: Жданов Анатолий / КП Хуциева постоянно пытаются загнать под определение «шестидесятник». Сам он считал, что все эти классификации созданы только для удобства критиков. Как можно под одну гребенку пустить , Марлена Хуциева, и Владимира Алова?
«Я могу снимать только о том, что люблю», — говорил Марлен Мартынович.
И, возможно, в этом секрет бешеной энергетики любого из его фильмов. Он был неплодовит. Счет его шедеврам идет не на десятки и не на сотни. Он снял всего 13 картин, но каждая из них вошла в историю мирового кино.
Видео дня. Как Анатолий Васильев простил неверную жену
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео