Войти в почту

«Закрывайте, резать – не дам»: как защищал свои фильмы Марлен Хуциев

Кино для будущей легенды началось с не менее легендарного фильма «Чапаев», куда его привел двоюродный брат. Потом он погиб во время войны – сгорел в танке. Из-за того, что Хуциева не взяли в армию, он чувствовал постоянную вину. И в его фильмах всегда присутствует тема войны, как дань солдатам, сложившим головы ради будущего страны. «… Люди думали, что я — раненый из госпиталя», - вспоминал Хуциев Фото: globallookpress.com Когда в 1945 году Марлен собрался в Москву поступать, на его пути случилась целая череда происшествий - он ведь ехал из Тбилиси. Сначала отцепили его вагон, и ему пришлось искать пересадку в Грозном. Когда добрался до Минвод, оказалось, что поезд задерживают на трое суток – пришлось выживать без денег: пересесть на другой транспорт было уже невозможно – не на что было купить билет. Марлен решил хотя бы помыться, полез в озеро. Но, пока он смывал дорожную грязь, у него украли штаны. В милицию он явился в шинели на голое тело. Милиционеры выписали ордер на выдачу штанов. Штаны выдали, только вот они были белые! Так Хуциев и предстал пред очи приемной комиссии ВГИКа: худой, замученный, в шинели и белых штанах. Да. как раненый из госпиталя, которых много было тогда в московских вузах. «…Ни метра не вырежу, потому что эти люди того заслужили» Фото: globallookpress.com В картину «Был месяц Май» Марлен Мартынович пригласил сниматься Петра Тодоровского. Получился очень сильный фильм с документальным прологом, который Хуциев смонтировал сам, никому не доверив процесса. За каждый эпизод, который пытались урезать цензоры или Худсовет, он вставал грудью. Угрожали закрыть картину – сказал: «Закрывайте, резать – не дам». Махнули рукой. Фильм был показан в Германии, немцы уходили потрясенными. Фильмы Хуциева легче было запретить, чем порезать Фото: Шахиджанян Сергей / КП Однажды это все-таки произошло с картиной «Застава Ильича». Актер Олег Видов в одном из последних своих интервью вспоминал, что бюрократы положили гениальный фильм «на полку» просто чтобы перестраховаться. Никто не верил в «оттепель», каковой был и этот фильм с его поэтами: Окуджавой, Вознесенским, Евтушенко. В результате, когда фильм дошел до зрителей, он уже был растащен на куски другими режиссерами. Да и время уже было другое, так что у фильма уже была украдена актуальность и новизна. Режиссер Леонид Луков назвал «Заставу Ильича» потрясением Фото: Плешакова Анастасия / КП Это не помешало Леониду Лукову, режиссеру, который создал знаменитый фильм «Два бойца», настолько впечатлиться «Заставой Ильича», что он во время просмотра даже тихонько снял ордена. А в них он неизменно приходил на все премьеры. А потом подошел к режиссеру и сказал: «У меня в жизни было три потрясения — «Земля» Довженко, «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна. Это третье». Режиссер Александр Котт говорит, что Хуциев изменил киноэпоху Фото: globallookpress.com Александр Константинович поступал на курс Хуциева и не поступил. Это не помешало в дальнейшем им подружиться. А Марлен Мартынович потом много лет подначивал Александра, напоминая о том неудавшемся поступлении. В последний раз режиссерам удалось поработать вместе два года назад, в Болгарии. Александр Котт о Хуциеве: «Когда мы говорим о времени «оттепели», сразу приходят на ум его фильмы». Александр сейчас с теплом вспоминает эту дружбу и говорит, что это был «тихий режиссер, но дела его были громкими». Он знал Хуциева как теплого, простого, искреннего человека. Он называет Хуциева киносовестью страны. Александр Котт: «Хуциев – просто киносовесть» Раиса Рязанова: «мы жили по соседству» Фото: globallookpress.com Раиса Ивановна рассказывает о том, что Хуциев был ее соседом. Она прекрасно знала, кто это, но не отваживалась на то, чтобы сделать первый шаг к более тесному общению. Он был неизменно вежлив, всегда здоровался. Работать вместе не пришлось, хоть Раиса Ивановна снималась у многих режиссеров – на ее счету 199 ролей. Просто у Хуциева был свой взгляд как на кино, так и на подбор актеров. «Я смотрела все его работы, ранние, потому что он начинал делать «Пушкина» и ему просто не дали. А так – да, его фильмы мы смотрели все», - вспоминала Рязанова «Главное свойство моего характера заключается в том, что я — созерцатель» Фото: Жданов Анатолий / КП Хуциева постоянно пытаются загнать под определение «шестидесятник». Сам он считал, что все эти классификации созданы только для удобства критиков. Как можно под одну гребенку пустить Сергея Параджанова, Марлена Хуциева, Владимира Наумова и Владимира Алова? «Я могу снимать только о том, что люблю», - говорил Марлен Мартынович. И, возможно, в этом секрет бешеной энергетики любого из его фильмов. Он был неплодовит. Счет его шедеврам идет не на десятки и не на сотни. Он снял всего 13 картин, но каждая из них вошла в историю мирового кино.

«Закрывайте, резать – не дам»: как защищал свои фильмы Марлен Хуциев
© Teleprogramma.pro