Новая «Принцесса цирка»: Валерия Ланская о цирке на сцене, красивых партнерах и собственных правилах грима
В театральных кругах его называют мюзиклом нового поколения. Что это значит, порталу Teleprogramma.pro рассказала исполнительница главной роли, актриса и певица Валерия Ланская. Сюжет, не теряющий привлекательности почти 100 лет Валерия Ланская Фото: из личного архива Имре Кальман вспоминает: «…я написал оперетту, действие которой происходит около театра, — «Сильва», оперетту, действие которой происходит в театре, — «Баядера». Давайте напишем оперетту, действие которой происходит в цирке». И в 1926 году появилась оперетта «Принцесса цирка». — Г. Ярон. Аннотация к изданию монтажа оперетты. Ленинградский завод грампластинок, 1979. История, придуманная венгерским композитором Имре Кальманом почти сто лет назад, свежести и привлекательности не утратила и в XXI веке. Может, дело в загадке? Ведь завязка истории такова: имперский Санкт-Петербург собирается под цирковым шатром, чтобы увидеть, как загадочный акробат в маске исполняет смертельный номер. «Да, я шут, я циркач… Так что же?». Всем, конечно, хочется узнать – кто он? Джентльмены делают ставки, дамы падают в обморок, в цирке аншлаг. Пиар, знаете, не вчера придуман. Но действительность оказывается интереснее дамских выдумок… В мире есть четыре экранизации «Принцессы цирка». Первая – немецкая, 1929 года, затем, спустя почти 30 лет лет в советском фильме запел Георг Отс. Мистер Икс - Георг Отс, кадр из одноименного фильма 1958 г. Прошло еще 12 лет, и в 1970 году в ФРГ сняли ремейк, а еще через 12 лет, в 1982 году, Светлана Дружинина выпустила магически прекрасного чеха Игоря Кеблушека в своем фильме. Главную женскую роль в этом фильме, к слову, играла Наталья Белохвостикова – звезда советского кино. Кадр из фильма Принцесса цирка, 1982 год Спустя 15 лет в Театре мюзикла создали оригинальную новаторскую постановку прославленной оперетты, а роль Теодоры досталась известной актрисе и певице Валерии Ланской. Валерия Ланская в мюзикле «Принцесса цирка» Фото: из личного архива - Я очень рада, что стала играть в мюзикле «Принцесса цирка». Здесь многое совпало: то, что я вернулась в коллектив, где все знакомые и родные, и даже то, что моя кинематографическая карьера началась с сериала именно с таким названием – «Принцесса цирка». Соединение цирка и драмы дают невероятные ощущения для актера. - Партия Теодоры требует не только выдающихся вокальных данных и драматического таланта, но и акробатического мастерства. Легко ли вам даются акробатические номера, которых в спектакле не мало? - Цирк для меня не чужая среда, а близкая и понятная мне. Я в течение года тренировалась в цирке на Цветном. Поэтому трюки, которые я исполняю в спектакле, несложны для меня – кроме того, мне помогает гимнастическая подготовка, полученная в детстве. Я с трёх лет занималась спортом. Валерия Ланская Фото: из личного архива «Принцесса цирка» — знаковый спектакль не только для Театра мюзикла, но и театрального искусства в целом: постановка стала первой в истории прославленной оперетты, соединившей в себе цирк, мюзикл и драматическое мастерство. - С какими сложностями пришлось столкнуться в работе над мюзиклом? - Сейчас в театре принято смешивать эпохи в костюмах, мы называем это стилизацией. На деле это означает, что в одежде используют элементы того времени, чтобы лишь намекнуть на ту эпоху. Но при этом костюмы всё же остаются современными. Валерия Ланская Фото: из личного архива И вот это самое сложное: когда ты не понимаешь, как себя вести, и какой быть в этих платьях, потому что вроде бы это давняя эпоха, но в то же время это наши дни. Задача актера - найти эту грань намёка и в пластике, и в жестах, и в манере говорить. Нужно очень точно выдержать этот баланс, потому что приходится работать как будто с двумя эпохами, как-то их соединить, чтобы результат был креативным, интересным и зрителю было понятно. Хореографом-постановщиком спектакля выступила Женевьев Дорион-Купаль которая участвовала в постановке мировых мюзиклов («Чикаго», «Отверженные», «Бриолин») и работала над турами Селин Дион Unison и Гару SEUL. Художником-постановщиком стал признанный во всем мире сценограф Оливье Ландревиль. Каждый спектакль - уникален Валерия Ланская Фото: из личного архива - Каждый спектакль, каждый выход на сцену, конечно, разные. Всё зависит от эмоционального состояния, здоровья, ощущений «здесь и сейчас». Поэтому я очень рада, что нам позволено немного импровизировать. Но в этом и счастье, каждый день мы играем чуть-чуть по-разному. Тем и отличается русский театр от зарубежного. Кроме того, каждая артистка, каждый состав исполняет свою роль по-разному, поэтому зрители любят ходить несколько раз на одну и ту же постановку. Мы с партнёрами всё время что-то придумываем, ищем новые краски, новое общение друг с другом на сцене - в рамках заданного текста и мизансцены. - Как это сочетается с цирковым искусством? - Над «Принцессой цирка» пришлось много работать, и мне кажется, что мы нашли какую-то золотую середину, скомпилировали все и это очень интересно смотрится. Плюс в том, что визуально - это настоящий цирк на сцене. Я мало где видела подобное сценическое решение. Понимаете, это или цирковое шоу и представление, или это театр, или это оперетта. А тут яркий синтез и ощущение настоящего цирка с потрясающими трюками, с подвесами, со всеми делами, то есть это просто цирк на театральной сцене, плюс драматические сцены, юмор, музыка Кальмана, конечно, всё это объединено очень интересно. - Как вы готовились к этой роли? Что вы смотрели? - Ну конечно все фильмы, и Светланы Дружининой особенно. - Это который с Игорем Кеблушеком? Кадр из фильма Принцесса цирка, 1982 год - О да! Она (Дружинина) мне рассказывала сама, как она его нашла. Это же просто уникальная история: она пришла в Большой театр на спектакль, и, сдавая в гардероб свою шубу, увидела в очереди молодого человека и просто к нему подошла, говорит: кем вы работаете? Приходите сниматься в кино! А мы ведь знаем, сколько у нас актёров… И вот его она нашла совершенно случайным образом. Наверное, судьба. И то, что он согласился, и то, что он справился! Все же Игорь не имел отношения к творчеству, актёрству, это супер, просто супер. Но это и заслуга Светланы, конечно. Сюжет мюзикла значительно отличается от известных музыкальных фильмов о Мистере Икс. По итогам всероссийского кастинга, в котором приняли участие 1,5 тысячи артистов, были отобраны исполнители главных партий — Максим Заусалин, Юлия Вострилова, заслуженный артист России Павел Любимцев. В действие введены новые персонажи, усиливающие интригу сюжета. Одного из них блестяще играет Ефим Шифрин. - А у вас сейчас такой же красивый партнёр как и первый «Мистер Икс»? Валерия Ланская Фото: из личного архива - (Смеется), у меня их два, сегодня с одним, завтра с другим, что тоже очень интересно. Каждый партнёр работает по-своему, особенно, в драматических кусках, где мы можем что-то сыграть: сегодня так, завтра чуть по-другому. Ведь, даже если текст один и тот же, всё равно подтекст можно вложить разный, а это очень интересно, и с каждым из них получаются разные спектакли. И да, они красивы. Секреты красоты от Валерии Ланской Валерия Ланская Фото: Михаил Фролов/КП - Как вам удается поддерживать кожу в таком безупречном состоянии? Все же грим, свет софитов – плохо влияют? Я часто слышу, что вот, актёры бедные несчастные, столько грима, потеем, пыль, закулисье … Раньше, действительно, наносили такой устойчивый грим, который смывался только вазелином. Он очень плохо воздействовал на кожу. Но в наше время изменился сам грим - его качество неизмеримо выросло. Кроме того, период ношения этого грима – в театре, мюзикле, - он гораздо короче, чем у женщин, которые с утра до вечера ходят в тоне, макияже – предположим в офисе. Безусловно, есть время, когда идут съёмки кино: там несколько месяцев каждодневного грима. Если это пластический грим, например, – коже тяжело. Валерия Ланская Фото: Михаил Фролов/КП Серёжа Безруков, помню, рассказывал про съёмки того же Высоцкого, что ему потом пришлось с косметологами очень долго работать, потому что кожа просто «убитая» была. Кроме того, когда я играю в мюзикле, то там используется обычный тон, помада, румяна, тени. Мы пользуемся такой же декоративной косметикой, как все женщины. Просто у нас грим просто более яркий: мы наносим его более активно, вместе с водой, чтобы ложился плотнее и ярче, чем в обычном дневном макияже. - Есть ли ваши собственные правила ухода за собой? Валерия Ланская Фото: из личного архива Да, у меня есть собственное правило, которому я следую неукоснительно. Я гримируюсь всегда только сама, и в театре, и в кино. Стараюсь. Всегда ношу с собой свой комплект кисточек, у меня их несколько, один в одном театре, другой в другом театре, и один мобильный с собой на площадке на телевидении, кино. Даже если вдруг в кино применяется какой-то сложный грим, и с моим лицом работает гример, то я отдаю ему для работы мои собственные кисти и косметику. Очень важно, чтобы ими пользовалась только я. Вы поймите, что на сцене бывает душно, жарко, плюс пыль – зачем переносить на себя чужой пот и проблемы с кожей? А вот вне сцены или съемочной площадки я совершенно не трачу время на макияж и прическу, тем более что всего этого с лихвой хватает на работе. Предпочитаю дома отдыхать от грима и косметики в целом.