Сибирь нынче в тренде: что "крутят" на Днях национального кино в Таллинне
ТАЛЛИНН, 21 мар — Sputnik, Денис Пастухов. Третьи по счету Весенние дни национального кино пройдут в таллиннском кинотеатре "Артис" с 21 по 24 марта 2019 года. Начало показов совпадает с одним из главных праздников Востока Новрузом (Наврузом), знаменующем пробуждение природы после зимы, когда земледельцы начинают посевные работы. Продюсер и режиссер Татьяна Мюльбайер В нынешней программе кинодней представлено пять фильмов. Одна из организаторов Весенних дней национального кино, режиссер и продюсер Татьяна Мюльбайер сообщила в комментарии Sputnik Эстония, что акцент мероприятия сделан на копродукционных кинокартинах со вкладом России, при этом выбрано российское провинциальное кино. "Ведь фильмы снимаются не только в Москве, но и на бескрайних просторах Сибири, Дальнего Востока и прочих регионов самой большой в мире страны", — отметила Мюльбайер. Все представленные кинопроизведения — довольно редкие гости в эстонских кинотеатрах, и если доходят до их экранов, то максимум парой-тройкой показов в рамках кинофестивалей. Документальный фильм "Генезис 2.0", созданный швейцарским режиссером Кристианом Фраем и россиянином Максимом Арбугаевым, например, входил в программу крупного фестиваля DocPoint в Таллинне. Этот фильм рассказывает, по словам Мюльбайер, о "черном бизнесе в поисках белого золота". "Генезис 2.0" показывает историю о том, как перезапустить генную программу и вновь создать вымершего представителя слоновых — мамонта. Люди в очень трудных условиях на крайнем Севере — Новосибирских островах (принадлежащих Якутии) — ищут бивни мамонта и сдают их на "черный" рынок, где их цена возрастает во много раз. Затем рассказ идет уже об ученых, которые из найденного рисковыми якутскими парнями генного материала пытаются в лаборатории Южной Кореи возродить мамонта. Якутский бренд Якутия, по мнению Мюльбайер, становится международным брендом в кино. Поэтому Якутией заинтересовался и болгарский режиссер Милко Лазаров, чтобы своим фильмом "Ага" (в Эстонии этот фильм показывался на кинофестивале PÖFF открыть миру глаза на экологические проблемы. "Если в условиях вечной мерзлоты Якутии, вдали от цивилизации, люди ощущают связанные с экологией проблемы и давление внешнего мира, значит, в густонаселенных странах уж точно нужно задуматься о глобальном потеплении, загрязнении окружающей среды, вредных выбросах в атмосферу", — сказала Мюльбайер. Буряты не отстают Впервые в программе Весенних дней национального кино представлен кинематограф еще одного региона Сибири — Бурятии, который сумел "выстрелить" на международных кинофестивалях. Два бурятских фильма показываются в рамках одного киносеанса и рассказывают о буддизме. 20-минутный игровой фильм Баира Дышенова под названием "Улыбка Будды", снятый десять лет назад, удостоился "Хрустального медведя" Берлинского кинофестиваля за лучший короткометражный дебют. Этот фильм показал, что в России буддизм имеет под собой корни, основания и устоявшиеся традиции. Второй кинофильм — производства 2018 года и называется "Феномен Итигэлова. Загадка бурятского ламы". Он документальный и показывает удивительную историю Хамбо-ламы Итигэлова, одного из самых известных буддистов в России. Спустя много лет после смерти ламы его тело извлекли из земли нетленным, и на экране объясняется феномен этого чуда. "Смотреть это кино непросто. Ведь мы привыкли, что русская православная церковь использует один язык, а в буддизме он другой. Но так как в кинохронике ты еще и видишь, не только слышишь, то зрителю будет интересно. Показываются и репрессии священнослужителей в 1920-х — 1930-х годах, и то, как Хамбо-лама Итигэлов уходит в нирвану — режиссеру Елене Демидовой удалось показать даже такое сложно экранизируемое явление", — отметила Мюльбайер. Творчество Айтматова сближает соседей Пятый фильм кинодней под названием "Делбирим" — это копродукция Узбекистана и Кыргызстана. Основой для фильма, снятого узбекским режиссером Сарваром Каримовым к 90-летию известного кыргызского писателя Чингиза Айтматова, послужило произведение "Тополёк мой в красной косынке". "Фильм "Делбирим" — это история несчастной любви и страсти, но самое важное — то, что после всех тех межэтнических конфликтов, той вражды, которые были между кыргызами и узбеками, ими создано совместное кино. Это новое слово в их добрососедских отношениях и важные точки соприкосновения в области культуры. Что подтверждает, конечно, тот факт, что творчество Чингиза Айтматова ценится не только на его родине", — отметила Мюльбайер. Sputnik Эстония уже писал о том, что кинематограф Кыргызстана успешно проходил испытания в Эстонии. Например, на кинофестивале PÖFF зрители сумели оценить юмор и постичь глубину трагедии первого в истории кыргызского кинематографа киномюзикла "Песнь древа". А в 2017 году обладателем Гран-при PÖFF стал кыргызский фильм "Ночная Авария" Темирбека Бирназарова. От анимации до ужасов: какие кинопремьеры посмотреть в марте >>