Как мы делали «Гремлинов»
«Какая-то мамаша прокричала мне, что сцена, где гремлин взрывается в микроволновке, совершенно не подходит для детей». Джо Данте, режиссёр: У меня оставалось всего несколько долларов, прежде чем я получил работу в «Гремлинах». До этого я снял «Вой», который стал культовым фильмом-ужасов, но компания прекратила свою деятельность, прежде чем мне заплатили. А когда Стивен Спилберг прислал мне сценарий Криса Коламбуса, я был уверен, что он отправил его не по адресу. Был единственный способ сделать эту историю правдоподобной – полностью её стилизовать. Я настоял на том, чтобы снимать фильм, создавая на заднем плане обстановку маленького городка, напоминающую «Прекрасную жизнь» Фрэнка Капры. Практически мы включили в повествование отрывки из «Жизни», на случай, если зрителям не будет ясен посыл. Оригинальная история, воплощенная в сценарий, была довольно страшной. Там Гизмо, превращался, словно оборотень, в плохого гремлина – Стрипа. Но потом у Спилберга появилась блестящая идея, благодаря которой, как мне кажется, «Гремлинов» помнят и сегодня. Чтобы не превращать милого Гизмо в монстра, Спилберг предложил, чтобы персонаж Билли Пельтцер (Зак Галлиган) носил его с собой в рюкзаке, как в «Мальчике и собаке». Хоуи Мандел, канадский комик, голосом которого говорит Гизмо, уже использовал в своём репертуаре детский голос, который мы решили немного ускорить. Талант Хоуи был главной частью создания этого чудика, в существование, которого так хочется верить. На экране Гизмо ещё и поёт, и ради этого мы прослушали уйму профессионалов, включая оперного певца, но в итоге использовали девочку с прекрасным голосом, которую нашёл для нас Джерри Голдсмит, создавший музыку к «Чужому». Он же написал партитуру для песенки Гизмо. В то время мы продвигали целый пакет технологий для съёмок. Но лишь после того, как мы сделали вторых «Гремлинов», мы смогли достичь уровня, позволяющего Гизмо бегать и танцевать. Сборные модели, как правило, монтировались на полу, поэтому кукловоды могли свободно управлять этими монстрами. Мы использовали марионеток в нескольких сценах, но они не выглядели убедительно. На самом деле, хорошая кукла – это настоящее искусство. Даже с использованием технологии CGI* не получилось бы лучше, если всё сделать так же, как в «Гремлинах». На предварительном просмотре, после сцены, где один гремлин взрывается в микроволновке, какая-то мамаша, смотревшая фильм со своим ребёнком, прорвалась ко мне и крикнула, что эта сцена совершенно не подходит для детей. А Warner Brothers вообще не въехали, что на самом деле это было уморительно! Однако картина получилась просто поразительной, одной из лучших в том году. Выскочила, словно из ниоткуда! Это был как раз тот случай везения в моей карьере. Зак Галлиган, актёр: Я уже отработал пробы с участием Фиби Кейтс и мне было очень легко играть с ней. Когда дело дошло до проб с гремлинами, я положил голову ей на плечо и пристально посмотрел прямо в камеру. Мне передали потом слова Стивена Спилберга: «Боже мой, вы только гляньте на это! Он уже влюбился в неё! Мне больше не нужно никого просматривать». Для Фиби это была роль совсем невинной девушки, по сравнению с её предыдущими, вроде как в «Весёлых временах в Риджмонт Хай», а я был просто испуганным, неопытным молодым актёром. Я просто делал всё возможное, чтобы меня не уволили. Наверное, самая напряжённая сцена была, когда взорвался кинотеатр, где гремлины смотрели «Белоснежку и семь гномов». Тогда в Голливуде правила безопасности были более мягкими. Когда мы спросили парня с взрывчаткой: насколько сильным будет взрыв, он сказал: «Ну, мы его хорошенько упаковали». Я подумал: «Что, чёрт возьми, это значит?» В результате взрыв был просто оглушительным. Жар был такой сильный, что мне показалось, что у меня брови подпалились. В фильме этот большой «бум» вышиб двери кинотеатра и разбил окна в здании студии Universal в миле от него. Работать с Гизмо было несложно, потому что видеть перед собой живую куклу и представлять настоящее животное, не сложнее, чем представить, что женщина, которую ты только что встретил, станет твоей женой на ближайшие 15 лет. Натуральные спецэффекты оказались очень полезными для меня, потому что я реагировал на то, что действительно было передо мной, а не на то, что вы пытаетесь представить, когда делаете это с CGI. Это можно увидеть, наблюдая, как играет свою роль Барни, наш пёс-актёр. Он заслуживает того, чтобы войти в десятку лучших исполнителей среди животных. Он был абсолютно уверен, что куклы живые. Его преданность мне тоже была очень искренней, потому что я провел рядом много дней, играя с ним. Каждый раз, когда он видел меня, я был для него словно лакомство, которым можно наслаждаться бесконечно. Как-то я был на фестивале в Лас-Вегасе, там было три куклы высотой с полметра на игровых автоматах. Две из них были «Волшебник из страны Оз» и «Властелин Колец» и ещё одна была «Гремлином». И я подумал: «Смотрите! Этот ужастик оказался в храме кино!». *CGI (computer-generated imagery) технология неподвижных и движущихся изображений, сгенерированных при помощи трёхмерной компьютерной графики. Источник: «The Guardian»