Ещё

Наталья Крачковская: королева комедии с грустными глазами 

Наталья Крачковская: королева комедии с грустными глазами
Фото: Ревизор.ru
родилась 24 ноября 1938 года в Москве, в семье актеров. Ее мама Мария Зотовна Фонина служила в Московском Театре имени А. С. Пушкина. Девичья фамилия будущей актрисы была Белогорцева. Фамилия очень эффектная и хорошо звучала бы с экрана. Но судьба распорядилась так, что киноактрисой она стала позже и под фамилией мужа.
Юная Наташа по окончании школы параллельно подала документы в Историко-архивный институт и во ВГИК, в мастерскую , исполнителя роли в одноименном фильме. Поступила в творческий вуз и начала учиться, но на первом же курсе попала под машину. Травмы были тяжелые, она даже временно ослепла, и врачи запретили девушке учебу. Но тяга к кино пересилила — Наталья начала сниматься, сначала в массовке, потом в эпизодах. Наталья Крачковская в молодости. Фото: izhevsk.ru Одним из эпизодов была крохотная, даже не указанная в титрах роль героини, которую тоже звали Наташа, в одном из последних фильмов  — «Русский сувенир». На съемках этого эпизода Наталью увидела жена Александрова  — звезда советского кино и эталон красоты для миллионов советских женщин. Именно она, без малого в семьдесят лет игравшая 30-летнюю инженершу, дала молодой актрисе из массовки совет: «Не пытайтесь себя переделать!» Этой рекомендации Наталья Леонидовна следовала всю жизнь.
В 1962 году Наталья Белогорцева познакомилась со звукорежиссером Владимиром Крачковским. Вскоре они поженились, а через год у них родился сын Вася. Именно муж познакомил Наталью с , который тогда находился в активном поиске актрисы на роль мадам Грицацуевой. Режиссёр долго не мог найти особу подходящего типажа: оказывается, он искал артистку, похожую на жену звукооператора Крачковского, но не знал, что она и сама актриса, пусть с опытом «маленьких» ролей. Леонид Гайдай и Наталья Крачковская.
Наконец Гайдай предложил Наталье Леонидовне эту роль — и тем самым положил начало ее славе как «королеве комедии». А ведь, впервые услышав от Гайдая приглашение, Крачковская очень расстроилась! Она прекрасно знала текст романа, и ее угнетала характеристика мадам Грицацуевой: «Молодая была уже немолода». Зато после того, как роль была блестяще сыграна, Наталья Крачковская не раз повторяла журналистам: «Мадам Грицацуева определила мой путь в искусстве». Действительно, ее уникальный талант характерной актрисы был раскрыт в полной мере. Мадам Грицацуева и . Фото: zen.yandex.ru Наталья Крачковская стала одной из любимых актрис Леонида Гайдая. Она снималась в его культовых фильмах «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!», «Частный детектив или Операция „Кооперация“. Пожалуй, эти роли запомнились публике больше других. Хотя всего в фильмографии Натальи Леонидовны около сотни работ у различных режиссеров. Достаточно вспомнить, например, Кончиту, служанку Дианы Литтл, из прекрасной философской комедии „Человек с бульвара Капуцинов“ 1987 года. Вообще же Наталья Крачковская не исчезала с экранов до старости. Перерыв около двух лет был только в конце 1980-х, после внезапной смерти любимого мужа. Два года Наталья Леонидовна была в подавленном настроении, но коллеги сумели ее „вытащить“, предложив участие сразу в нескольких проектах — фильмах „Аферисты“ и „Руанская дева по прозвищу Пышка“. Работа спасла Крачковскую. Она вошла в привычную колею и больше уже не останавливалась, даже когда перенесла инсульт, два инфаркта, шунтирование и смогла передвигаться только в специальном кресле. Наталья Крачковская в кресле, которое называла своим „троном“. Фото из архива Независимого профсоюза актеров.
Многие роли сыграны Натальей Леонидовной уже в начале „нулевых“. Среди этих работ были роли в сериалах „Кышкин дом“, „Моя прекрасная няня“, „Трое сверху“ и др. Многие известные артисты так и не смогли перебороть в себе настороженное либо высокомерное отношение к сериалам. Наталье Леонидовне оно было не свойственно — напротив, она ценила работу как процесс, и мечтала продолжать ее, пока будут силы. Ее последняя роль была сыграна в 2013 году, за три года до смерти — в скетч-шоу „Осторожно: дети!“.
С Леонидом Гайдаем Крачковской работать было тяжело, но очень интересно. В своих многочисленных интервью артистка обязательно рассказывала про два принципа великого комедиографа. Во-первых, Гайдай запрещал Крачковской худеть. Он ценил ее комплекцию „пышечки“, столь выразительно смотрящуюся на экране. А Наталью, как всякую женщину, порой охватывало стремление „позаботиться о фигуре“. Но коварный режиссер призвал на помощь мужа, и Владимир дарил Наталье вместо цветов булочки и пончики. А во-вторых, в его картинах, полных почти цирковых трюков, Наталья Леонидовна выполняла все эти головокружительные номера сама — и несколько раз оказывалась если не на волосок от гибели, то в ситуациях крайне рискованных. На съемках „Ивана Васильевича“ она чуть не рухнула с балкона в сцене, когда лезет за Буншей (на деле — царем) в квартиру к Шурику. Актриса боялась высоты, Гайдай велел подвесить этажом ниже для страховки малярную люльку, Наталья во время перелаза случайно глянула вниз и увидела, что люльку унесло. От приступа паники она чуть не свалилась с перил, но ее успел схватить оператор. На съемках „Двенадцати стульев“ она тоже едва не упала с большой высоты во время погони за Остапом по редакции. Тут уже ее спас партнер . И даже на съемках комедии „Не может быть“ на Крачковскую упала какая-то конструкция… Наталья Крачковская в фильме „Иван Васильевич меняет профессию“. Сцена на балконе.
Да, искусство требует жертв. Но зрители комедий получили заряд чистейшего радостного смеха. О том, чего стоило выполнение уморительно смешных трюков, Наталья Крачковская поведала миру много позже.
Наталье Крачковской так никогда и не удалось похудеть, но вообще-то она никогда не страдала по поводу фигуры. Выработала несколько максим для ответов журналистам, допытывавшимся, не хотела ли она сбросить вес. Например: „Критерий 90-60-90 — это для дураков!“ или „Худосочные актрисы похожи друг на друга, растворяются в общей массе. А мои формы — заметны!“
Как Наталья Леонидовна рассказывала, она всегда была пышечкой и тем нравилась мужчинам — в том числе мужчинам из артистического цеха. Среди них был писатель, артист, режиссер . Наталья Крачковская сыграла эпизодическую роль (тоже без титров) в его „Калине красной“. Говорила, что сам Василий Макарович ее выбрал — он питал слабость к женщинам „кровь с молоком“. Шукшин имел на Крачковскую особые виды: он собирался снимать фильм „Пугачев“, в сценарии которого прописал две основные женские роли: жену и возлюбленную Емельяна Ивановича. Жену должна была играть , а барыню, которой Пугачев увлекся, Крачковская. К сожалению, проекту этому не суждено было осуществиться: Шукшин ушел из жизни. Наталья Крачковская в фильме „Не может быть!“. Фото: kino-teatr.ru За плечами Натальи Леонидовны было несколько ярких театральных постановок: „Невеста для банкира“, „Безумства любви“, „Моя бабушка моложе меня“ и другие. Наталья Крачковская много играла в антрепризных спектаклях и, возможно, благодаря им пережила относительно спокойно тяжелые для артистов 1990-е годы.
В „нулевые“ Наталья Крачковская была активной участницей проекта „Актерский поезд“. Идея проекта „Актерский поезд“ состояла в том, что этот поезд курсировал между малыми городами России с показами кинофильмов. Популярные артисты, участники этих лент, общались со зрителями, рассказывали им интересные моменты из своей творческой биографии и даже давали мастер-классы. „Актерский поезд“ ездил то по Пермскому краю, то по Брянской области. Вместе с Натальей Крачковской в том поезде были , (звезда фильма „Джек Восьмеркин — американец“) и , председатель Независимого профсоюза актеров. Денис Кирис проехал бок о бок с актрисой тысячи километров и сохранил уникальные воспоминания о ней как о человеке. Денис Кирис и Наталья Крачковская на выступлении в Унече (Брянская область). Фото из архива Независимого профсоюза актеров.
Главное качество Натальи Крачковской, на взгляд Кириса — ее удивительная простота: никакой заносчивости, никакого высокомерия. А ведь уровень популярности актрисы просто зашкаливал! В городе Чайковский Пермского края перед выступлением в фойе местного ДК некоторые зрители трогали ее за руку и простодушно спрашивали: „А вы не двойник?“ Она отвечала: нет, это я.
— На всех творческих встречах Наталья Леонидовна рассказывала одну и ту же историю — о том, как снималась в комедиях Гайдая, — вспоминает Денис Кирис. — Эта история звучит минут 30-40. Но она каждый раз рассказывала ее по-новому, и люди в зале просто лежали от смеха. В последнее время, когда Наталья Леонидовна уже с трудом ходила, и ей приходилось сидеть в специальном кресле, она придумала для публики очень красивое объяснение этому креслу. Она выходила на сцену и говорила: я так много снималась в комедиях, что стала королевой комедии. Королеве нужен трон! Я буду на нем сидеть, а то мне тяжело стоять. И мы вкатывали ей кресло на сцену.
С этим креслом Натальи Крачковской во время гастролей связано много приключений. В нем ее вытаскивали прямо из поезда. Спутникам актрисы приходилось нелегко, но на этом никто не заострял внимания. Возникали сложности и при „выходе на сцену“. Театр антрепризы, например, возил для нее специальный подиум. У „Актерского поезда“ возможности были, увы, скромнее. Но, как вспоминает Денис Кирис, в городе Унеча Брянской области за одну ночь в клубе построили специальный помост, чтобы кресло с артисткой вкатить на сцену. А в Клинцах, другом брянском райцентре, в гостинице, где не было лифта, несколько молодых людей несли кресло с Натальей Леонидовной на третий этаж на руках. Участники „Актерского поезда“ на Брянщине. Фото из архива Независимого профсоюза актеров.
Именно с Брянщины Денис Кирис ехал в одном купе с Натальей Крачковской. Та поездка запала ему в душу, потому что они всю ночь разговаривали. Наталья Леонидовна уже не могла спать даже сидя. Она разоткровенничалась с коллегой и рассказала о том, о чем вынуждена была молчать почти всю жизнь — о своем отце Леониде Юрьевиче Белогорцеве. Он был актёром Камерного театра А. Я. Таирова.
Леонид Белогорцев происходил из древнего рода терских казаков. Дед артистки по отцу служил в охране . Сам Леонид Юрьевич был репрессирован, в начале Великой Отечественной войны добровольно вступил в действующую армию. Он дошел до Берлина и остался там после Победы. Смерть Белогорцева осенью 1945 года в Германии полна загадок — по одним данным, он погиб в автокатастрофе, по другим — его застрелил недобитый фашист. А его вдове и дочерям в голодные послевоенные годы пришлось продавать семейные реликвии дворянского рода.
Наталья Крачковская помнила об отце, что, когда она была ребенком, он подарил ей фигурки каких-то сказочных человечков. Она так любила те игрушки, что, будучи взрослой женщиной, во всех командировках и творческих поездках покупала себе миниатюрные изображения сказочных персонажей. Наталья Крачковская призналась Денису, что любила ездить в Финляндию, у нее там была подруга. За рубежом она тоже с охотой приобретала маленьких человечков. Наталья Крачковская в роли Кончиты в фильме „Человек с бульвара Капуцинов“. Фото: kino-teatr.ru Другой слабостью Натальи Леонидовны была, по рассказам Дениса Кириса… домашняя снедь. Актриса никогда не скрывала, что любит вкусно поесть.
— Ехали мы вдоль реки Камы долгой заснеженной дорогой, — говорит Денис. — Остановились в каком-то селе, потому что Крачковская захотела купить рыбы. Она очень любила домашнюю снедь, дары природы, и все время, куда бы мы ни приезжали, просила купить то соленья, то еще что-нибудь. Ей несли целыми сумками. Всенародная любовь выражалась в том, что все хотели попотчевать любимую актрису. Остановились в селе — сначала безлюдно было, только несколько человек пришло. Двери открылись, она сидела на переднем сиденье микроавтобуса — живая легенда!.. В считанные минуты народ набежал.
Есть поверье, что у клоунов и комиков всегда грустные глаза. Пример Натальи Крачковской его подтверждает. Она была неунывающим, веселым человеком, близкие говорят о жизнерадостном характере актрисы, который не сломила даже тяжелейшая болезнь. Но долгие годы Наталью Леонидовну мучила обида: ей не давали звания Народной артистки. За заслуги в области искусства Наталье Крачковской присвоили звание „Заслуженная артистка Российской Федерации“ в 1998 году. Ей казалось несправедливым, что никак не дают подняться на следующую ступень.
Денис Кирис разубеждал Наталью Леонидовну, указывал на трогательные проявления зрительской симпатии и говорил: „Вы народная в полном смысле слова артистка! Нужно ли вам звание при той любви, которую к вам питает народ?“. Но она, тем не менее, переживала. Казалось еще больнее, что ее все знают, уважают как профессионала, а звания нет… Крест на могиле Натальи Крачковской. Фото: necropolsociety.ru. Лето 2018 года
С этой обидой Наталья Крачковская и ушла из жизни утром 3 марта 2016 года. Она умерла в реанимации Первой Градской больницы Москвы. Туда она попала 28 февраля 2016 года с острым инфарктом миокарда, в крайне тяжёлом состоянии. Несколько дней Наталья Леонидовна провела на аппарате ИВЛ, затем ее не стало.
5 марта 2016 года Наталью Крачковскую похоронили на Троекуровском кладбище столицы. Долгое время на её могиле не было каменного памятника, только деревянный крест. Хорошо, что замечательная актриса этого уже не видела — как бы не сочла еще одной несправедливостью…
Видео дня. Самые захватывающие сериалы этого лета
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео