Российские кинодеятели требуют увеличения авторских вознаграждений
Российские кинематографисты предложили ввести в Гражданский кодекс (ГК) РФ норму о «справедливом вознаграждении» режиссерам и сценаристам в кино. Инициативу поддержали Международная конфедерация обществ авторов и композиторов (CISAC) и организация «Сценаристы и режиссеры мира». Она будет представлена 26 марта 2019 года на конгрессе Writers Directors Worldwide в Москве. Как сообщает «Коммерсантъ», авторы идеи предлагают внести правки в статью 1263 ГК, по которой выплаты получают авторы музыки в составе аудиовизуальных произведений. Вознаграждения сценаристам и режиссерам можно выплачивать по аналогичной схеме — из выручки кинотеатров, телеканалов и интернет-площадок. Речь идет не о перераспределении, а об увеличении сборов: выплаты для режиссеров и сценаристов должны рассчитываться отдельно, уточняется в сообщении. Инициаторами поправок выступают Гильдии кинодраматургов и режиссеров. Обращения будут направлены в Госдуму, Минкульт и администрацию президента. — Идее уже много лет, это тяжелый бюрократический вопрос, но мы надеемся, что сможем привести ситуацию в России в соответствие с логикой закона и мировой практикой, — пояснил член правления Гильдии кинодраматургов Алексей Алешковский. Сегодня сборами с кинотеатров и телеканалов в пользу авторов музыки занимается Российское авторское общество (РАО). В 2017 году выплаты вознаграждения за этот период составили 3,7 млрд руб., из них 84% — российским правообладателям. В РАО отметили, что поддерживают инициативы участников конгресса, направленные на «улучшение положения творцов», но подчеркнули, что изменение системы не должно идти во вред пользователям прав. По оценке Алексея Алешковского, приблизительная вилка доходов сценариста в России составляет от 100 тыс. до 1 млн рублей за одну часовую телевизионную серию и 1–5 млн за сценарий полнометражного прокатного фильма. Доход режиссеров, как правило, выше. Отмечается, что авторы инициативы не предлагают конкретных ставок — по закону их устанавливают сами авторские организации. Например, ставка РАО для сетевых кинотеатров составляет 1% с выручки от продаж билетов. К примеру, прокат фильма «Т-34» должен был принести композиторам около 23 млн рублей за вычетом расходов РАО, а доход со всех отечественных фильмов в прокате 2018 года равен около 138 млн рублей. — Киноиндустрия испытывает огромную нагрузку, связанную с расчисткой дат, изменением портрета аудитории, возросшей конкуренцией со стороны онлайна, пиратством, всевозможными отчислениями и выплатами. Сейчас может обсуждаться только снижение нагрузки, иначе мы рискуем снова получить автосалоны и рынки вместо кинотеатров, — возразили представители сети «Каро». Глава Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Олег Березин в свою очередь отметил, что выплаты авторам музыкальных произведений уже составляют значительную нагрузку на бюджет кинотеатров: на них приходится 0,8–3% общих кассовых сборов, то есть 1,6–6% дохода от проката фильма.