Рецензия на фильм «Мы»: Наши злейшие враги
Режиссер: Джордан Пил. В ролях: Лупита Нионго, Уинстон Дьюк, Элизабет Мосс, Тим Хайдекер. В широкий прокат фильм выходит в России 28 марта 2019 года. Оценка: 8 из 10 Обычная семейная пара с детьми приезжает в пляжный домик в надежде расслабиться и отдохнуть, но с приближением ночи становится ясно, что покой им не светит. В доме появляются нежеланные соседи – двойники героев, обездоленные, лишенные комфортной жизни и мечтающие восстановить справедливость. «Мы», как и предыдущая работа режиссера – триллер «Прочь», получивший премию «Оскар» за лучший сценарий, – тщательно маскируется под типичный фильм про афроамериканцев. В дебютной картине весь конфликт был тщательно запрятан из-за поисков главным героем (и зрителем вместе с ним) проявлений расизма, но в финале история оказалась значительно сложнее. Во второй своей работе Джордан Пил продолжает развивать так интересующие его проблемы, вновь делая кино на стыке жанрового и авторского. Из «Прочь» у него вышел цельный триллер, так пугающий своими диалогами и странными ситуациями. «Мы» полностью уходит в него корнями. Но дело тут не только в грамотном умении нагнетать саспенс и показывать страшных и непредсказуемых персонажей. «Мы» – это фильм-головоломка с явно глубокой и проработанной мифологией, от которой нам показывают лишь самую верхушку. Кролики-социопаты, цитаты из Ветхого Завета (в частности, из книги пророка Иеремии), мифологические имена, забытая американская акция «Hands Across America», призванная обратить внимание на проблемы бедности... Куча отсылок к поп-культуре вперемешку с постоянными символами-символами-символами. Вот девочка напевает популярную англоязычную детскую песенку «Itsy Bitsy Spider» про паучка, пытающегося вылезти из канализации; вот живой маленький паучок прячется под гигантской игрушкой паука; а вот злобные двойники вылезают из канализационных туннелей, чтобы бороться за свое место под солнцем. Совпадений между словами, звуками, цифрами и картинками слишком много, чтобы их можно было списать на случайности. С умыслом в кадре появляется каждая деталь, даже ножницы выбраны в качестве оружия не случайно. Разбираться в этом множестве загадок, постоянно подмечая новые (особенно после повторного просмотра) – отдельное большое удовольствие. При этом, какой бы сложной ни была мифология фильма, его основные идеи прочитываются о время внимательного просмотра без особых трудностей. Скажите, часто ли вам хотелось хотя бы на словах прибить неприятного вам собеседника, коллегу по работе, родственника, ведущего какой-либо передачи или политического деятеля? Часто ли вы думали о том, что страна расцвела бы, если бы полностью исчезла какая-то отдельная социальная группа? Совершенно не важно при этом, кто вы: либеральный оппозиционер, желающий, чтобы все, кого вы за глаза называете «ватниками», вымерли как динозавры, или консерватор, мечтающий вернуть репрессии и поставить противников к стенке. Совсем не важно, кто будет смотреть фильм: негр, азиат, еврей, феминист, гомосексуал или даже совершенно обычный белый мужчина (коих, конечно, большинство), - потому что в этом фильме страдают все. Мы не одинаковые и не равные, и мы никогда не станем одинаковыми и равными – не к этому надо стремиться. Люди-копии, вылезшие из канализации (в оригинале они называются словом «Tethered» – «Связанные» – поскольку связаны с людьми, живущими на поверхности) – вот они действительно куда больше похожи друг на друга, чем на нас, и показывают куда большее равенство между собой, чем можем показать мы. Да и в целом они лучше нас – сильнее физически, здоровее, быстрее, ловчее. С одним большим недостатком – интеллектом, как у зомби; так что общество они если и построят, то очень странное. А мы общество уже построили, хоть и не лишенное недостатков. И его проблема не в расизме, шовинизме, гомофобии, или религиозном и политическом фанатизме. Его проблема – в ненависти. В ненависти всех ко всем. Фильм «Мы» в первую очередь говорит о нас и совсем немного – о Них, тех, от кого мы мечтаем остраниться, а то и избавиться. Но для Джордана Пила именно мы – злейшие враги самих себя. Люди, которые не хотят брать ответственность за собственные жизни и смириться с тем фактом, что они сами являются источниками проблем своих и своей страны, зато предпочитающие сваливать вину на других. Для фильма ужасов это неожиданно глубокая мысль. Павел Соломатин, InterMedia