Художник-консультант Елена Ливанова рассказала о работе над фильмом «Медный всадник России»
Пресс-служба кинокомпании «Круглый стол» опубликовала интервью с художником-консультантом фильма Василия Борисовича Ливанова «Медный всадник России» — Еленой Артемьевной Ливановой. Публикуем наиболее интересные фрагменты беседы. Мы не могли строить декорации в павильонах и, по большей части, снимали в исторических интерьерах — музеях. Работать на этих объектах было сложно, потому что в музеях все строго регламентировано, нужно особенно бережно относиться к интерьерам и предметам. Но художник-постановщик картины Мария Турская предложила очень разумное и интересное решение по организации пространства, она выполнила эскизы, по которым сразу можно было представить, как это будет выглядеть воочию. Для съемок одного из эпизодов я сделала копию «восковой персоны» Петра I, используя фотографии из Эрмитажа. И даже Маше Турской, художнику-постановщику, несмотря на огромный объем основной работы, многое приходилось делать самой. Я считаю настоящим художническим подвигом то, что она, подобно Мари Анн Колло, вылепила из глины голову Петра для фильма, которая получилась очень похожа на подлинную. Фотография со съемок фильма «Медный всадник России» Самыми сложными для съемочной группы стали сцены отливки Медного всадника и перевозки Гром-камня. Для сцены отливки памятника нужно было воссоздать литейный дом – он был построен на Сенатской площади, впоследствии разрушен. Сохранились только описания этой постройки. В реальности Гром-камень — огромный, размером с 4-х-этажный дом. Его двигали от места находки, сплавляли по Неве, постепенно обкалывая. До сих пор на берегу Финского залива лежит камень, отколотый от Гром-камня. Конечно, перевезти эту махину, пусть она и была бы меньше настоящей, силами съемочной группы, а не многочисленных подданных императрицы — очень трудно, но тем не менее группе удалось заставить двигаться макет Гром-камня, изготовленный в подлинную величину». Фотография со съемок фильма «Медный всадник России» Конечно, при подборе актрисы на роль Екатерины II перед нами стояла задача найти максимально похожую артистку. Василий Борисович рискнул пригласить Ольгу Белову, профессиональную журналистку и телеведущую, которая внешне немного похожа на императрицу, но решающим для него были свойства личности Ольги. Самое главное, что Ольга была невероятно убедительной в этой роли: она — интеллектуалка, и поэтому, даже когда молчит, понятно, что она думает. Работа гримеров имеет огромное значение, ведь она больше всего заметна на крупных планах актеров в фильме. При работе с париками самое сложное — прикрепить парик на линию лба. Под париком есть сетка, которую надо тщательно замаскировать — так, чтобы ее не было видно. Есть и другие сложности. Ошибки здесь недопустимы. Один эпизод Василию Борисовичу пришлось даже перемонтировать, поскольку гример не аккуратно уложил парик, и в кадрах, где актрису снимали с ракурса сзади, это было заметно. Вообще, мне с мужем всегда комфортно. Мы с ним давно вместе и скоро отметим золотую свадьбу. Он — очень творческий человек, с ним никогда не бывает скучно, и это не первая наша совместная работа. Естественно, на съемках возникали некоторые сложности. На площадке я должна была оставить все личное, все, что могло помешать работе.