«В родном городе для меня работы не было». Цитаты актера Петра Зайченко

21 марта в Волгограде скончался заслуженный артист Российской Федерации Петр Зайченко. Актёр уникальной судьбы, представитель Академии кинематографических искусств «Ника», обладатель множества призов, он единственный, кто сумел доказать: чтобы сниматься в большом кино, артисту не обязательно переезжать в Москву, покидать свою малую родину. Фильм «Парад планет» вышел в 1984-м году, принеся актеру всесоюзную популярность. Зайченко было уже за сорок, кинематографическая жизнь только начиналась. Впереди был триумфальный «Такси-блюз» Лунгина, участие в конкурсной программе в Каннах, съёмки во Франции, Испании, Польше. И более шестидесяти киноролей. А ещё Пётр был интересным собеседником. «АиФ»-НП» в своё время довелось брать у него интервью. Вот несколько мыслей артиста о жизни, кинематографе, курьезах на съемочной площадке и не только. О съемках в России «В России кино снимают, как воюют: большой кровью, - говорил Зайченко. - Вот этот шрам у меня на лице - это «Мусульманин», рука разрезана - «Такси-блюз», нога разрублена - «Гроза над Русью», а то, что с палочкой пришлось ходить - это уже «Сибирь. Монамур». О популярности «Когда я дебютировал в «Параде планет» у Вадима Абдрашитова, моими партнёрами были замечательные актёры, в частности великий Олег Борисов. И где-то после недели съёмок он сказал: «Ну, вот что, чудак волгоградский, снимать тебя будут, сколько проживёшь, но узнавать тебя нормальные люди не будут никогда. У тебя такое свойство: ты на экране совершенно другой». Как в воду глядел. Как-то еду в троллейбусе по Волгограду, показываю пенсионный проездной, где имя-фамилия, а фото нет. Кондукторша паспорт требует: откуда, говорит, я знаю, что вы Пётр Петрович Зайченко?». О безответной любви «Я люблю Волгоград, но моя любовь безответная. Работы у меня в родном городе нет вовсе. Много лет я проработал в «Волгоградконцерте» и в областной филармонии мастером художественного слова, читал русскую классику от «Слова о полку Игореве» до Шукшина, объездил с концертами всю волгоградскую глубинку и регионы страны... А вот вам свежий пример. Снимаюсь в сериале «Марьина роща», график плотный. И вот накануне 9 Мая звонит мне из Волгограда режиссёр массовых мероприятий ко Дню Победы: «Петрович, было бы очень здорово, чтобы ты открыл концерт стихами какого-то нашего земляка, Луконина, например». Я срочно завершаю все дела в Москве, приехал домой, жду сигнала. Так и не позвонили». О коварном плаще «Фильм «Сибирь. Монамур» мы снимали в глухой тайге около Саян, вырубили место для деревни, дорогу строили. Как-то режиссёр Слава Росс говорит девочке-костюмеру: «Ты брезентовый плащ облей водой, Петрович быстренько из машины выскочит, наденет». Надо было снять, как дед только что речку переплыл, а мороз страшный! Надеваю плащ, чувствую - запах. Хорошо, что не закурил по своей привычке. Девочка-то от волнения канистры перепутала: вместо воды бензином полила!». Об импровизации «Актёр должен импровизировать! Но надо быть готовым к тому, что из моих 85 вариантов режиссёр всё равно оставит то, что ему нужно. Он командует, он отбирает. К этому надо быть готовым, как к замужеству: всё равно муж будет командовать». О молодом кино «Ситуация в российском кино сложная. Погоду делает по-прежнему частник с его представлениями о том, что продаётся, а что нет. В итоге господдержка есть, а талантливого, яркого кино мало. Но всё равно я полон оптимизма в отношении молодого кино. Рад, что на старости лет довелось сниматься у молодых режиссёров. Борис Хлебников, Игорь Волошин, Слава Росс. Поработав с ними, убедился, что это не просто умные и талантливые ребята. Они точно знают, чего хотят, и настойчиво этого добиваются». Об актёрских суевериях «Во многих фильмах мне приходилось умирать. В «Концерте для крысы» так вообще жуть: ножницы в горло. Знаю об актёрских суевериях на этот счёт. Но это всё равно, как если боишься на самолётах летать: как передвигаться в современном мире без самолётов?! Отношения с партнёршами - отдельная история. Если у вас по сюжету интимная сцена, ни в коем случае нельзя, чтобы роман был на самом деле». О русском рэпе «Снимался как-то у Станислава Говорухина в «Пассажирке». Снимали на Канарах, на парусном судне «Адмирал Крузенштерн». Молодёжи много, я, как всегда, самый старый. Жили мы на теплоходе «Академик Вавилов», замкнутое пространство, общались много, молодёжь прозвала меня «каннский дед». Как-то я им прочитал рэп: «Выньте, гулящие, руки из брюк - берите камень, нож или бомбу, а если у которого нету рук - пришёл чтоб и бился лбом бы... ». «О, дед, круто! А кто это?». Перечисляют известных рэперов. А я им: «Мои хорошие, учиться надо. Это Маяковский, «Облако в штанах». Кстати Сейчас можно увидеть Петра Зайченко на телеэкране. С 25 марта на канале «Россия 1» демонстрируется премьера многосерийного фильма «Годунов. Продолжение», где наш земляк сыграл свою последнюю роль патриарха Гермогена.

«В родном городе для меня работы не было». Цитаты актера Петра Зайченко
© АиФ Волгоград