Ещё
Люди в черном: Интернэшнл
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Игра
Триллер
Купить билет
Унесённые призраками
Мультфильм, Приключение, Аниме
Купить билет
Люди Икс: Тёмный феникс
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Ма
Триллер, Ужасы
Купить билет
Джон Уик 3
Боевик, Триллер
Купить билет
Боль и слава
Драма
Купить билет
Годзилла 2: Король монстров
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Гори, гори ясно
Фантастика, Ужасы, Драма
Купить билет
Рокетмен
Биография, Драма, Музыкальный
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет
Покемон. Детектив Пикачу
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Донбасс. Окраина
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Обитель страха
Вестерн, Ужасы
Купить билет
В метре друг от друга
Мелодрама
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Куриоса
Исторический, Мелодрама
Купить билет
Отпетые мошенницы
Комедия
Купить билет

Ухожу красиво: Как меняется отношение к пожилым в кино и на ТВ 

Фото: Киноафиша
Старость, болезнь, смерть и хэппи-энд Справедливости ради надо сказать, что фильмы о стариках снимали всегда. От «Земляничной поляны» Ингмара Бергмана и «Простой истории» Дэвида Линча до «Старых ворчунов» с дуэтом Джек Леммон — Уолтер Мэттау и оскароносного выхода Джека Николсона в мелодраме «Лучше не бывает». Но в целом кинематограф предпочитал отводить старикам второстепенные роли («Титаник», «Человек-паук»), оставлять их на откуп Альцгеймеру (как в любимой многими слезовыжималке «Дневник памяти» или в драме Сары Полли «Вдали от нее»), или показывать в комедийном ключе с посылом «есть ещё порох в пороховницах» («Пока не сыграл в ящик»). Как будто где-то существует негласное правило, что фильмы о старости, о конечности жизни и ожидания смерти следует заканчивать на горько-сладкой, но довольно оптимистичной ноте.
В 2011 году на экраны вышел фильм Джона Мэддена «Отель Мэриголд: Лучший из экзотических» о британских пенсионерах, которые не от хорошей жизни уехали доживать свои дни в Джайпур. Фильм имел оглушительный успех для английского проекта: снятый за 10 млн долларов, он собрал в прокате 137 миллионов. И, опять же, обнажив самую невеселую сторону жизни пожилого человека, — болезни, одиночество, безденежье, ощущение ненужности, проблемы с детьми, — сценаристы предпочли сделать красивый, хоть и не слишком убедительный хэппи-энд.
«Отель Мэриголд: Лучший из экзотических»
Сделать криминальную комедию «Уйти красиво» о трех пенсионерах (Майкл Кейн, Морган Фриман и Алан Аркин), решившихся на преступление, чтобы спасти свои пенсионные накопления, продюсеров вдохновил именно успех «Отеля Мэриголд». Кейн, в интервью пояснил: «Люди старшего возраста устали смотреть сидеть дома и смотреть телек, они возвращаются в кино. При этом, как выяснилось, им очень даже нравится смотреть ленты о себе подобных».
Голливудский ветеран Морган Фримен считает, что популярность фильмов о проблемах стариков имеет и серьезные социально-экономические предпосылки: «Мы хотели сделать комедию, но как вы можете снять сегодня фильм о пожилых людях, не обсуждая их реальные проблемы, отношение к ним окружающих? Помню, что когда выпуск фильма в прокат задерживался, то я переживал, что картина не будет столь актуальной, как раньше. А оказалось, все наоборот: ее актуальность только возросла из-за обострения экономических проблем в обществе и, как следствие, наплевательского отношения к пенсионерам разорившихся компаний, которые потеряли пенсионные деньги».
«Уйти красиво»
Зрители, которые однажды были активными посетителями мультиплексов, наблюдая за зарождением культуры блокбастеров со спилберговских «Челюстей», уже вырастили детей и воспитывают внуков — продюсеры наконец-то поняли это. Но достаточно ли им видеть только как Мэрил Стрип крутит роман с Алеком Болдуином («Простые сложности»), как Роберт Де Ниро пытается найти контакт с молодёжью («Стажёр» и «Дедушка лёгкого поведения») или как Джейн Фонда и Дайан Китон открывают для себя эротическую литературу в «Книжном клубе»?
Лучший способ избавиться от фобии — исследовать ее Пожалуй, главным и в чем-то переломным фильмом об угасании и смерти стал фильм 2012 года «Любовь» Михаэля Ханеке, самая личная для него, по его же словам, картина. В центре сюжета — пожилая пара преподавателей музыки. Анну разбивает инсульт, но она просит Жоржа не отправлять ее в больницу, и тот ухаживает за женой дома, наблюдая изо дня в день за ее медленным угасанием. Очень камерная, очень жесткая и физиологичная драма без купюр обнажает одни из самых главных страхов старения — утрату человеческого достоинства, разрушение личности и абсолютное бессилие перед смертью.
Эмманюэль Рива, Михаэль Ханеке и Жан-Луи Трентиньян на съемках «Любви»
В одном из интервью Ханеке сказал, что искусство может иметь терапевтический эффект для зрителя, если дать ему возможность увидеть в разрезе свои персональные фобии и таким образом побороть их. Абсолютный успех фильма, в котором главный герой с бессилием наблюдает, как сиделка меняет памперс на его парализованной жене, показал, что у зрителя есть запрос на откровенный разговор о старости и неизбежности смерти. Хэппи-энда не будет, бояться глупо, и лучший способ избавиться от самого главного страха — исследовать его.
Спустя год после «Любви», вышла мелодрама Александра Пэйна «Небраска». Режиссёр уже говорил о старости в фильме «О Шмидте», но реальность «Небраски», чёрно-белая и неприглядная, оказалась не такой причёсанной, как в фильме с Джеком Николсоном. Брюс Дёрн играл пенсионера, отправившегося через всю страну за призом. Сын героя (неожиданно взятый на роль комик Уилл Форте) вынужден тащиться за ним, прекрасно понимая тщетность их предприятия: отец верит дурацкой рекламе. Пэйн показывает стариковское упорство на грани каприза — так тоже бывает, и да, это нормально, это жизнь.
«Небраска»
Стареть не только страшно, но и обидно
Благодаря тому, что Голливуд и западный кинематограф в целом взял курс на феминизм, последние годы на экране начали появляться сильные женские образы, в том числе в возрасте за 60 — как в полном метре, так и в сериалах. Стоит выделить как минимум два драматических сериала последних лет о стареющих женщинах.
«Что знает Оливия» Лизы Холоденко — минисериал с Фрэнсис МакДорманд в роли пожилой учительницы математики, колючего и нелюдимого «человека в футляре». К финалу саркофаг из меланхолии и самоконтроля героини разрушается при столкновении со смертью близких и ощущением неизбежности собственной кончины.
«Что знает Оливия»
Если в «Оливии» тема старения и смерти, скорей, общечеловеческая, то «Вражда» о закулисном соперничестве Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис показывает, каково быть состарившейся красавицей. Действие происходит в те времена, когда даже самая успешная голливудская актриса после сорока лет могла претендовать разве что на роли матерей и одиозных старух. Оттуда — параноидальная зацикленность на внешности, чудовищная мизогиния, непримиримая конкуренция между теми, «что могли быть, как сестры».
— Мисс Кроуфорд, в вашем возрасте, вам нужно больше беспокоиться о здоровье, нежели о внешности.
— Я перестану беспокоиться о том, как я выгляжу, только когда меня окунут в формальдегид.
Через весь фильм красной нитью проходит невеселая мысль: когда твое тело тебя предает и стареет, это не только страшно, но и обидно. А когда долгие годы ты была первой красавицей и в душе не перестала быть ей даже 70, обидно даже больше, чем страшно. Есть и хорошие новости — мы живем в то время, когда 70-летняя Джессика Лэнг и 72-летняя Сюзан Сарандон получают главные роли в кассовых фильмах, и больше нет такой обязанности у женщины — вечно быть юной красоткой.
«Вражда»
Самоирония как лекарство
Героиням сериала Netflix «Грэйс и Фрэнки» приходится в зрелом возрасте столкнуться с одиночеством. Они совершенно разные: Грэйс (Джейн Фонда) эффектная и фигуристая леди в дорогущих шмотках, ранее возглавлявшая косметический концерн, а Фрэнки (Лили Томлин) — хипповатого вида преподавательница искусства. Их мужья-юристы в один прекрасный день объявляют, что влюблены и намерены развестись, чтобы пожениться. Женщины, которые раньше терпеть друг друга не могли, вынуждены жить вместе.
Один из самых долгоиграющих сериалов стриминг-сервиса отлично себя чувствует (в январе его продлили на шестой сезон), поскольку героини на протяжении пяти лет научились не только принимать друг дружку, но и себя, что немаловажно. Оказывается, даже на закате жизни не поздно поменять приоритеты и принять новые решения. Создательница сериала Марта Кауффман когда-то заставила весь мир следить за шестёркой молодых нью-йоркцев, а теперь ставит перед зрителем совсем другие вопросы. Что делать, когда до конца жизни осталось совсем немного? Как распределить приоритеты? Отдать время семье или личной жизни? «Грэйс и Фрэнки » никогда не были чистой комедией — в этом сериале достаточно драмы, чтобы он был максимально похож на жизнь, но благодаря иронии он никогда не смотрит на зрителя со звериной серьёзностью.
«Грэйс и Фрэнки»
Кульминационная сцена «Основного инстинкта» начинается с того, что молодой Майкл Дуглас приходит в ночной клуб и страстно целует Шэрон Стоун. В комедийном сериале «Метод Комински» 2018 года герой 75-летнего Майкла Дугласа, преподаватель актёрского мастерства Сэнди Комински приходит в бар с намерением познакомиться и видит, что молодые красотки шарахаются от него, как от чумы. Посмотрев на пожилого повесу, который сыпет советами в духе «надо просто найти цыпочку, которая предпочитает старичков», Сэнди понимает, что со своими морщинами и проблемами с простатой он здесь выглядит, как карикатура на самого себя.
Продюсером и сценаристом «Метода Комински» выступил создатель «Теории большого взрыва» Чак Лорри, который не скрывал, что это очень личный проект для него. По словам Майкла Дугласа, когда Лорри предложил ему сняться в комедии о проблемах старости, он ответил: «Что ты нюхаешь? Отсыпь мне!». Хотя главные герои принадлежат к элитарной прослойке американского общества, проблемы, с которыми они сталкиваются, легко перекликаются с тем, что переживают миллионы — утрата близких людей, плохие дети, рак, мысли о самоубийстве, боязнь одиночества. С этим столкнулся и сам Дуглас, который семь лет назад едва не умер от рака. Чак Лорре, работавший над сценарием от начала до конца, доказал — да, и о таком можно рассказывать не с постной рожей или натужным юмором, а легко и тепло, заставляя зрителя посмеяться над тем, что его страшит. У сериала открытый финал, его создатели не предлагает зрителю каких-то универсальных рецептов и решений, их нет. Однако намекают — здоровая самоирония не повредит даже на закате жизни.
«Метода Комински»
Иными словами, пожилые люди на экране постепенно на наших глазах становятся… просто людьми. У них совершенно такие же проблемы, как и в молодости, ну, может только глаза видят похуже, да здоровье требует больше внимания. О них можно снимать не только комедии из серии «после шестидесяти есть жизнь». Можно рассказывать о стариках с неподдельным интересом, привлекая отличных актёров. Потому что они этого достойны.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео