Александр Беланов: Нельзя снимать историческое кино, вытаптывая зеленую траву истории...

Крым ярко, достойно отметил пятилетие воссоединения с Россией. Крымский мост, федеральная трасса «Таврида», новые ТЭС, аэропорт, больницы, школы, ясли... Но ведь не хлебом единым жив человек! На вопросы корреспондента «АН» отвечает известный крымский тележурналист, генеральный продюсер кинокомпании «Грифон фильм» и продюсерского центра «Крымский Мост» Александр БЕЛАНОВ. - Чем лично для вас стала «русская весна»? - Недавно, участвуя в ток-шоу «Место встречи» на НТВ, я спросил у своих украинских оппонентов: назовите, пожалуйста, самый древний город Украины?.. В ответ – тишина. Я уточнил – до 2014 года! Гробовое молчание… А ведь после возвращения Крыма в родную гавань, это - город-герой Керчь, теперь самый древний город России!.. Кто-то из украинских оппонентов спросил с негодованием: «А в чём подвох?!» Я ответил: вы 23 года создавали «альтернативную историю» своей страны, перечеркнув всё то великое прошлое, что досталось вам на халяву от Российской империи и СССР. Создав фейковую Украину, вы сами подписали ей смертный приговор: проливать кровь за мифы и фантазии – дураков нет! А за плечами крымчан - настоящая история, тысячелетняя! Восстановлением исторической справедливости – вот чем для нас, крымчан, прежде всего, стала «русская весна» … - Пять лет прошло. Крым – наш! Но только не в кино. С чем, на ваш взгляд, связаны провалы российского кинематографа в данной тематике? - 16 марта 2014 года, в день общекрымского референдума, на телеканале «Россия 24» шёл в повторе мой документальный фильм «После премьеры – расстрел», посвящённый борьбе крымских актёров-разведчиков из диверсионной группы «Сокол», казнённых фашистами за трое суток до освобождения Симферополя. Я позвонил руководству канала, спросил – почему именно этот фильм, снятый в 2013? Ответ обескуражил: ничего другого не нашли!.. Срочно вылетаю в Крым, за свои деньги начинаю снимать новый документальный сериал«Крым. Алые паруса Победы». Два года съемок без спонсорской поддержки, без госфинансирования. Сегодня, пересматривая отснятый, но не смонтированный видеоматериал, понимаю: кроме хроникальных кадров – всё в корзину.Нельзя снимать историческое кино, вытаптывая зелёную траву истории! Это же касается и художественным кино… - Но ведь была же картина «Битва за Севастополь»?!.. - Это фильм о снайпере, Герое Советского Союза, Людмиле Павличенко. Оборона Севастополя – одна из страниц её героической биографии. Фильм российско-украинский.На стендах, представляющих украинское кино на международных кинофорумах в Каннах, Берлине и Торонто он был под первоначальным своим названием - «Несокрушимая». Но вы правы: если и делать кино о Крыме, то на историческую тематику. Его современная история ещё в состоянии осмысления, она должна созреть!.. - Сейчас вы работаете над созданием военной кинотрилогии «Приговорённые к подвигу». Все три фильма о Крыме?.. - Да, в этом году кинокомпания «Грифон фильм» приступила к созданию двух первый фильмов «Аджимушкай» и «Маска».О третьем – «Песочные часы»,поговорим через год, сценарий ещё пишется. Хотя не секрет, что будет он посвящён последним трём дням обороны Севастополя. Это когда эвакуируется, а как по мне, так просто позорно бежит партактив города, высший и старший командный состав армии и флота, во главе с командующим,вице-адмиралом Ф. С. Октябрьским… - Отсюда и столь яркое название кинотрилогии «Приговорённые к подвигу»? Любой подвиг есть следствие чьей-то глупости, преступной халатности, а иногда и откровенного предательства. В блокбастере «Аджимушкай» - вся трагедия Крымского фронта: пока представитель Ставки Лев Мехлис строчил Сталину доклады, больше напоминающие доносы на старших офицеров, командующий 11-й армией Манштейн разрабатывал операцию под кодовым названием «Охота на Дроф», которая перешла в активную фазу 8 мая 1942 года.30 тысяч солдат и офицеров недосчиталась Красная армия после завершения переправы на Таманский полуостров. Около 20 тысяч бойцов, прикрывающих тылы эвакуации, остались на керченском берегу, спустились в катакомбы Аджимушкая… Я ведь родился и вырос в Керчи, 8 лет прожил в посёлке Аджимушкай. Хорошо помню - до 14 сентября 1973 года, когда Керчи присвоили звание «город-герой», трагедия Аджимушкая замалчивалась. Неудобная была тема! В кино она ворвалась только в 1986 году, с фильмом «Сошедшие с небес», где великолепно сыграли Вера Глаголева и Александр Абдулов. За год до своей смерти, Вера Витальевна прилетела в Керчь и в рамках Международного фестиваля искусств «Боспорскиеаганы» ещё раз показала этот потрясающий фильм. А потом, спускаясь в катакомбы Аджимушкая,тихо спросила меня: «Крым – наш, а где наши фильмы о Крыме, о Керчи?» Мне стало стыдно… Тридцать лет фильму «Сошедшие с небес»! Дальше – пустота… «Да ты, Саша, не красней! – начала успокаивать меня Вера Витальевна. - Просто сделай это - сними кино! Аджимушкай – это же твоя родина!..» - Получается, Вера Глаголева – крёстная кинотрилогии «Приговорённые к подвигу»? Получается, что так!.. Фильм «Аджимушкай» - это трагическая история двух братьев-близнецов Сашки и Кости Столетовых. В 1920 году, полуторогодовалый Костя вместе с отцом, офицером царской армии, покидает керченский берег. На военном корабле они отправляются сначала в Стамбул, затем в далёкую Германию. Сашка, заболевший корью, едет с матерью в Москву, к тётке. Они встретятся в родном городе 23 года спустя. Сашка – в форме красноармейца, защитника Аджимушкая, Костя – в форме офицера СС, помощника начальника керченского гестапо Гюнтера Гельдмана - главного антагониста фильма. Эту роль сыграет Дольф Лундгрен, который, как оказалось, давно и основательно изучает военную историю Крыма, с молодых лет потрясён мужеством защитников Аджимушкая... 9 мая он даже собирается приехать в Москву, чтобы вместе с Василием Лановым и Владимиром Путиным пройтись с фотографией погибшего деда в колонне «Бессмертного полка». Кинокомпания «Грифон фильм» сейчас занимается организацией его приезда. - Пожелаем успеха Вам в этом! Вообще, Дольф Лундгрен – хороший продюсерский ход. Кого ещё ждать из Голливуда? - Все три фильма связаны между собой. Второстепенные герои из первого фильма – становятся главными во втором, а к сценам из второй картины мы вернёмся в третьем, заключительном фильме. Если в «Аджимушкае» играет Дольф Лундгрен, то в фильме «Маска» у него небольшой эпизод. Зато там появляются сразу две новых звезды – одна из Голливуда, вторая – из Поднебесной… - Кто, если не секрет?.. - Пока идут переговоры – секрет! Но обязуюсь, что «Аргументы недели» их имена узнают первыми… Предвосхищая следующий ваш вопрос, скажу – да, как автор сценариев и генеральный продюсер кинотрилогии, я обязан беспокоиться и о международном прокате картин. Китайский кинорынок для нас очень важен: тысячи кинозалов, да и фильмы о Великой Отечественной войне в Китае любят… - Фильм «Маска». На эту тему вы уже снимали, но то был документальный фильм?.. - Всё верно! Кстати, историю покушения на Гитлера в кинотеатре «LeGamaar» Квентин Тарантино «слизал» у нас: в годы Великой Отечественной, в Крыму готовилось покушение на Адольфа Гитлера, который по настоятельной просьбе Ольги Чеховой, должен был посетить премьеру русского драмтеатра в оккупированном Симферополе. Не случилось! Приказ об отмене операции шёл из Ставки, от самого Сталина. - Дошли слухи, что фильм «Маска» - военная драма с элементами мистики и фантастики. Вы решили не отставать от Тарантино?.. - Главная героиня фильма, актриса Александра Фёдоровна Перегонец – не вымышленный персонаж. Она одна из руководителей уникальной в своём роде разведывательно-диверсионной группы «Сокол», состоявшей из актёров и работников крымского драмтеатра. И тот факт, что эта замечательная актриса в 1924 году снялась у Якова Протазанова в первом советском фантастическом фильме «Аэлита» - определил жанр фильма «Маска». Да, будут не просто флэшбеки, будут осмысленные, фантастические перелёты во времени. Я даю возможность главной героине вернуться в прошлое, чтобы изменить будущее и ответить на самый больной вопрос: кто предатель?! - И кто же предатель, осмелюсь спросить?.. - Это - одна из главных загадок фильма!.. Сейчас важно понять другое – элементы мистики и фантастики не исказили историческую правду, а лишь усилили художественную составляющие фильма, позволили мне, как автору, создать глубокий образ женщины, потерявшей любимого человека, актрисы, поставленной перед выбором – убивать не на сцене, а в жизни… - Сейчас российский кинематограф переживает не лучшие времена. Каким вы видите его будущее? - Если кино не несёт образовательной функции, если я покидаю кинозал внутренне опустошённым, без чувства восхищения за свою страну, без слёз и радости - зачем мне такое кино? Я же не психиатр - выслушивать пациента, уверовавшего в то, что он очередной «Гринуэй». Я - зритель! Я плачу деньги за возможность окунуться в сладостный мир грёз, где добро всегда побеждает зло, а любовь – не продажная девка… - Вы сказали «образовательная функция»! Откуда черпать знания?.. - Терпение, друзья! Состоялась громкая премьера «Т-34», порадовал «Тобол». На подходе великолепная военная драма режиссёра Романа Нестеренко и сценариста Татьяны Мирошник «Клятва» - первый достойный фильм о военном Крыме, о подвиге известного учёного, психиатра Наума Балабана. Дальше, я уверен, будет лучше! Но… - Вы о системе российского кинопроката?! Здесь сам чёрт ноги сломит! Но сейчас я о другом. До развала Советского Союза в городе-герое Керчь работали шесть кинотеатров. Сколько их сегодня - как вы думаете?.. - Половина?.. - Один!.. И это - проблема всего Крыма. И что-то мне подсказывает – всей России!

Александр Беланов: Нельзя снимать историческое кино, вытаптывая зеленую траву истории...
© Аргументы Недели