Войти в почту

Новая волна, феминизм, гимн молодости: лучшие фильмы Аньес Варда

В Париже на 91-м году жизни умерла знаменитая французская кинематографистка Аньес Варда. Ещё год назад, накануне юбилея, режиссёр судила основную программу Каннского кинофестиваля, а два — готовилась к релизу очередной документалки «Лица, деревни», снятой в соавторстве с уличным художником JR. Последний фильм кинематографистки принёс ей номинацию на «Оскар», и этот успех делает Варда старейшей номинанткой на премию Американской академии кинематографических искусств и наук. «Я всё еще жива, я все ещё любопытствую. Я не кусок гниющей плоти», — шутила она в интервью The Guardian. «Аньес Варда умерла сегодня ночью. Она была окружена родными и близкими», — гласит официальное заявление, выпущенное семьёй Варда. Регалии кинематографистки можно перечислять очень долго, но ещё дольше можно рассказывать о её фильмах — чувственных, сложных и бесконечно красивых. Про Варда часто говорят, что она предвосхитила знаменитую «французскую новую волну», но это полуправда: Варда и была той самой новой волной, поднявшейся против затхлого и скучного коммерческого кино. В память о кинематографистке рассказываем о наших любимых фильмах, к которым прикоснулась ее рука. «Cléo de 5 à 7» Клео от 5 до 7 1962 год В фильме «Клео от 5 до 7» Аньес Варда использует классический театральный приём: полтора часа, что длится этот фильм, рассказывают о полуторачасовом отрезке из жизни молодой девушки, ожидающей результаты анализов. Главную роль режиссёр отдала Корин Маршан — редкой красоты актрисе, сумевшей изобразить целую палитру чувств — от осознания собственной смертности до любовной тоски. Режиссёр размышляет о месте женщины в современном обществе, о её сексуальности. В начале фильма главная героиня уверяет, что красота главнее всего («Уродство — это вид смерти. Пока я красива, я жива...»), но всего за полтора часа она приходит к выводу, что миловидная внешность — это ещё не всё (вернее, это почти ничего). И, разумеется, «Клео от 5 до 7» снят в лучших традициях Nouvelle Vague: живой киноязык, живописные детали и полное погружение в парижскую атмосферу. Les créatures Создания 1966 год Художественный фильм «Создания» рассказывает историю отношений писателя и его жены, которых сыграли Мишель Пикколи и Катрин Денёв. Определить жанр этой картины однозначно не получится: Варда соединяет психологическую драму с фантастикой, размышляя о природе творчества. 53 года назад картина получила смешанные рецензии критиков, многие из которых считают этот фильм неудачным. Но сегодня «Создания» получает весьма хвалебные отзывы от популярных критиков, среди которых есть даже комментарий Ричарда Броуди — американского кинокритика, выбравшего своей темой кино французской новой волны. В своей рецензии на сайте The New Yorker он уверяет, что «Создания» Варда — до обидного недооценённый фильм. Sans toit ni loi Без крыши, вне закона 1985 год В англоязычных странах этот фильм знают под названием Vagabond, «Бродяга» по-русски. Однако это слово совсем не передаёт глубину французского названия, изящно обыгрывающего местную поговорку «без веры и закона». Лента рассказывает историю последних дней жизни девушки Моны, вынужденной спать в палатке, есть выброшенную еду и греться у костра в лесу. Сюжет ленты — скитания неприкаянной девушки — много рассказывает о нравах свободолюбивой молодёжи 60-х, однако смерть главной героини очень тонко намекает на то, что в реальном мире таким отчаянным, но романтичным девушкам как она места нет. Фильм «Без крыши, вне закона» получил «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, а исполнительница главной роли Сандрин Боннер стала лучшей актрисой на кинопремии «Сезар». Jane B. par Agnès V. Джейн Б. глазами Аньес В. 1988 год Аньес Варда одинаково хорошо удавались не только художественные, но и документальные фильмы. Одна из самых известных картин французской кинематографистки посвящена 40-летию Джейн Биркин (точнее, страху актрисы перед этой цифрой). Варда и Биркин не то чтобы отказываются от классического в таких случаях портрета, но сильно его меняют. Фильм начинается со встречи двух женщин в кафе («Я смотрю на тебя, а не в камеру. Это может быть ошибкой», — говорит Джейн) и затем вырастает до полудюжины сценок, которые разыгрывает сама Биркин по заданию режиссёра. Прошлые роли, сюрреалистические зарисовки, обычные картины быта: кажется, Джейн Биркин ни перед кем не раскрывалась так, как перед Аньес Варда. Visages, villages Лица, деревни 2017 год Тот самый последний документальный фильм Варда, в котором она снимается вместе с уличным художником и фотографом JR. Они путешествуют по сельским уголкам Франции, знакомятся с разными людьми и обклеивают дома и стены огромными фотопортретами людей, которых встречают. Это простой, добрый и жизнеутверждающий фильм о том, как во всех смыслах разные люди находят общий язык. Яркая деталь — солнцезащитные очки художника, которые он, слово повторая за Годаром, не снимает даже в гостях у 100-летней бабушки. Каким получился финал картины, вы, наверное, уже догадались: Аньес ещё и не такое проделывала.