Войти в почту

Победителем фестиваля «Святая Анна» стал фильм «Путешествие в Париж»

Увы, во время церемонии награждения победителей открытого фестиваля студенческих и дебютных фильм «Святая Анна» никто со сцены не упомянул о смерти французской постановщицы Аньес Варда, которая ушла из жизни в тот же день, 29 марта. Зато победители не раз воспоминали о дне рождения Станислава Говорухина, которому могло бы исполниться 83 года. Хотя, казалось бы, фильмы Варда по своей смелой форме и свободолюбивому духу должны быть куда ближе режиссерам-дебютантам, чем категоричные ленты советского классика. Варда не раз подчеркивала, что всю жизнь стремилась «перебросить мостик между документальным кино и игровым». Тем удивительней, что именно в этом году главным победителем фестиваля стал фильм, который идеально подпадает под эти критерии. «Путешествие в Париж» Марии Поляковой это история о подростке, который ждет освобождения из колонии для несовершеннолетних и не хочет верить, что мать от него отказалась. «А это точно игровой фильм?», – озадаченно спрашивали друг друга зрители, увидев на экране интерьеры настоящей тюрьмы и реальных заключенных, играющих самих себя. Картина Поляковой основана на беседах с сотрудниками и воспитанниками детской колонии, там же снята, поэтому в какие-то моменты и правда кажется документальным фильмом. Вероятно, именно это тесное переплетение игровых и неигровых элементов и подкупило жюри фестиваля во главе с режиссером Сергеем Дворцевым («Тюльпан», «Айка»), который тоже часто отдает предпочтение непрофессиональным актерам и натурным съемкам. «Путешествие в Париж» И все же своими лучшими моментами «Путешествие в Париж» обязано не столько документальной основе, сколько воображению режиссера (она же автор сценария). Самая интригующая часть фильма – не душераздирающая и достаточно тривиальная история трудного подростка, а второстепенный недодуманный сюжет о гигантской каменной голове, которую находят в поле рядом с колонией ее заключенные. Как она там оказалась, какому огромному колоссу принадлежала и смогут ли пацаны достать ее из земли, к сожалению, зрители не узнают. Помнится, в самых известных отечественных фильмах на ту же тему – «Путевке в жизнь» (1931) и «Республике ШКИД» (1966) – похожие анекдоты было принято рассказывать до конца. Название «Путешествие в Париж» не должно вводить никого в заблуждение: в фильме нет ни Парижа, где всю жизнь жила Варда, ни путешествий, все дороги ведут обратно в колонию, и даже гигантская каменная башка останется на своем месте будто воплощенная метафора пословицы «свою голову другому не приставишь». Зато жанр роуд-муви в глазах зрителей с лихвой реабилитировали две других игровых короткометражки, занявшие «второе» и «третье» места, – фильмы «Темная ночь» Ивана Плечева (продюсер – Федор Бондарчук) и «Хороший день» Даши Чаруши (художественный руководитель – Илья Найшуллер). Обе картины были сняты в рамках проекта Medialab Яндекс.Такси. Это наложило на них сюжетные ограничения в выборе героев (водитель и его пассажиры) и места действия (салон автомобиля и все вокруг него), но никак не обстоятельств, что, безусловно, дисциплинировало авторов и пошло обоим работам на пользу. Действие «Темной ночи» происходит в условиях надвигающегося зомби-апокалипсиса, в котором только таксист сохраняет присутствие духа и верность своему призванию. «Хороший день» – в глухой пробке, где все водители из соседних автомобилей на первый взгляд кажутся равнодушными тварями словно те же зомби. Как ни странно, в обоих картинах фигурирует в качестве второстепенного персонажа беременная женщина, и оба фильма через образы таксистов пытаются сформулировать представления о чертах национального характера, о способности оставаться человеком даже в самых неприятных обстоятельствах. «Я почти 30 лет за рулем: во время путча рулил, в метели, ураганы, бандитов всяких со стрелок возил, раненых, у меня в машине человек родился, а вы все – апокалипсис...», – говорит шофер из «Темной ночи», отказываясь бежать из города. И вот автомобилисты, которые еще совсем недавно готовы были поколотить таксиста Абдула, в следующую минуту переворачивают машины, чтобы тот мог свободно ехать дальше со своей рожающей пассажиркой. Похожую задачу, кажется, ставил перед собой и обладатель премии за лучший документальный фильм, режиссер картины «Ничего личного» Евгений Милых. Его героями стали два ничем не примечательных, на первый взгляд, человека: специалист по взлому дверных замков и его коллега, описывающий по заданию банка чужое имущество, отобранное за долги. Один – верующий – постоянно рефлексирует на тему «правильно ли он поступает, по божеским ли законам живет», другой – в свободное от работы время пытается вскрывать замки, которые не поддаются ему уже многие годы. Режиссер, слово взломщик, внимательно наблюдает за обоими персонажами и через разные мелкие детали (болтливый «коллектор» постоянно крестит еду, сочувствует должникам и извиняется перед деревьями за срезанную ветку; молчаливый «медвежатник» внимательно прислушивается к звукам замков и печному гулу огня в своем доме) пытается «вскрыть», поймать характеры своих героев, определить какие-то их основополагающие черты, которые примеряют этих неплохих людей с их неоднозначными профессиями и занятиями. «Я документалистка со стажем, меня интересуют люди, и я умею их снимать», - говорила Аньес Варда. И ради фильма Евгения Милых стоило бы учредить отдельный приз «Святой Анны» имени Варда: режиссер не пытался превратить своих героев в персонажей игрового фильма, а терпеливо и долго ходил по пятам за ними, ждал, чем «все это завершится, получится ли из этого кино», и был вознагражден. Кульминация фильма – момент, когда во время очередного взлома квартиры очередного должника герои понимают, что ошиблись дверью и проникли не в ту квартиру. Неудивительно, ведь на дверях были одинаковые замки, а номера состояли из одних и тех же цифр: 103 и 130. Все как в «Иронии судьбы», - констатируют герои в ожидании приезда милиции, а потом возвращаются к своим привычным занятиям: один вскрывает злополучный замок, который ему долго не поддавался, а второй – плачет в машине после отпущения грехов. Все победители 26-го открытого фестиваля студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» Лучший игровой фильм I премия – «Путешествие в Париж», режиссер Мария Полякова II премия – «Тёмная ночь», режиссер Иван Плечёв (Медиалабортатория Яндекс-Такси) III премия – «Хороший день», режиссер Даша Чаруша (Медиалабортатория Яндекс-Такси) Лучший документальный фильм I премия – «Ничего личного», режиссер Евгений Милых (Московская Школа Кино, мастерская А. Попогребского) II премия – «Коля как зеркало русской революции», режиссер Александр Зубовленко III премия – «Затихшие голоса», режиссер Анастасия Кожевникова (СПбГИКиТ, мастерская А. Кривоноса) Лучший анимационный фильм «Жук в муравейнике», режиссер Василий Ефремов Лучшая операторская работа Павел Белявский за фильм «Рикошет», режиссер Тимур Джураев (Московская Школа Кино, мастерская А. Попогребского) Лучший сценарий Вера Смолина и Игорь Рыбин за фильм «Парад планет», режиссер Вера Смолина (Московская Школа Кино, мастерская А. Попогребского) Лучший актёрский ансамбль «Точка бифуркации», режиссер Леонид Гардаш (ВГИК, мастерская В. Хотиненко) Лучшее звуковое решение (при поддержке компании Cinelab) «Тэцэ», режиссер Станислав Малков, звукорежиссер Арсений Щедрин (СПбГИКиТ) Специальный приз «Открытие» (при поддержке компании Cinepromo) «Родные люди», режиссер Олег Витвицки, продюсер Антон Шапорин Дипломы «За сочетание выразительности изображения и художественного замысла» фильму «Дом на голове Клаузеверца», режиссер Дмитрий Булгаков (ВГИК, мастерская Н. Лациса) «За оригинальность замысла» фильму «Комментатор», режиссер Юлия Трофимова (Московская Школа Кино) «За уникальную органику гротескной роли Игоря Хрипунова» фильму «РУКА», режиссер Игорь Марченко (Московская Школа Кино, мастерская А. Попогребского) «За свободу в монтаже» фильму «БЫТИЕНАШЕ», режиссер Никита Миняшев «За теплоту, печаль и сердечность анимационного высказывания» фильму «Здравствуйте, родные», режиссер Саша Васильев (Школа-студия ШАР) «За исканный профессиональный подход и глубокий лиризм» фильму «Бабочки», режиссер Елизавета Хломова (Школа-студия ШАР) «За создание впечатляющей атмосферы анимационного приключения», режиссер Егор Балалин (СПбГИКиТ, мастерская В. Ефимова)

Победителем фестиваля «Святая Анна» стал фильм «Путешествие в Париж»
© Киноафиша