На "Нике" закипел "киномайдан"
Деятели культуры поддержали Серебренникова с Сенцовым и высказали «фи» Мединскому со Сталиным. С каждым годом все интереснее наблюдать, как две российские кинопремии – «Ника» и «Золотой орел» – отражают две вечные российские ценности, борющиеся между собой. Либералы и консерваторы. Западники и славянофилы. Назовите как угодно. Но «Орел» напоминает смотр кинодивизии на мосфильмовском плацу, где главнокомандующий Михалков в нужный момент встает и аплодирует – и все встают и аплодируют следом, а со сцены сыпятся благодарности в адрес Никиты Сергеевича. Все чинно, предсказуемо и почти одинаково. «Ника» – напротив, праздник непослушания, где принято делать политические заявления, как правило неприятные для власти. Эдакий ежегодный маленький киношный «майданчик», эпиграфом к которому всякий раз звучит стих Дмитрия Быкова. На «Орла» всегда приезжает Мединский. «Нику» он игнорирует. Приветствие Путина на «Нике» в минувшую субботу вышел зачитывать Михаил Швыдкой: – Конечно, после стихотворения Дмитрия Львовича мой текст покажется менее остроумным, но он принадлежит президенту Российской Федерации. – Михаил Ефимович, на «Орле» телеграмму президента зачитывает министр культуры, а на «Нике» – вы. У вас такое разделение? – интересуюсь после того, как Швыдкой выполнил миссию. – Никакого разделения. Кто свободен, тот и зачитывает, – ответил дипломат Швыдкой и поспешил откланяться. Кажется, я поставил его этим вопросом в неловкое положение. Президентом киноакадемии «Ника» уже шесть лет является Андрей Кончаловский. «Орла» без Михалкова трудно себе представить, а его брат Кончаловский на эту «Нику» вообще не приехал. Как сказал бессменный распорядитель церемонии Юлий Гусман, он готовит спектакль в Италии и «сейчас находится где-то в воздухе». Сексист с Таганки «Киномайдан» поначалу закипел с неожиданной стороны. На сцену, чтобы вручить награды кинохудожникам, поднялся робкий с виду старичок, а на самом деле – мощный старик отечественного закулисья, очаровательный 80-летний художник Борис Лейбович Бланк, работавший еще на старой Таганке с Любимовым до его эмиграции. – Я хотел бы высказать опасения по поводу будущего профессии, – сказал он негромко. – Профессии грозит вырождение: она начинает заполняться девицами и превращаться в профессию дизайнера. Девушки в зале заулюлюкали. Главной заводилой-феминисткой оказалась актриса Ирина Горбачева, ставшая открытием двух последних лет (фильмы «Аритмия», «Я худею», «Тренер»). Гусман посмотрел на экран со списком номинантов, где значились две мужские фамилии и одна женская: – Боря! А если это будет женщина? Номинацию выиграла именно она – Елена Окопная – художник фильма «Довлатов». Горбачева махала руками, призывая одноПОЛчанок приветствовать триумф женской половины человечества стоя. Страдания апологета мужского шовинизма дедушки Бланка на этом не кончились. Ему предстояло вручить приз еще и художнику по костюмам, и в числе номинантов все три были женщины. Зал уже хохотал. – Вот эта профессия заслуживает этой... категории общества... – прояснил свою позицию баламут Бланк. Горбачева и примкнувшие к ней борцы за права женщин неистовствовали. Борис Лейбович объявил, что победила Татьяна Патрахальцева, обшивавшая актеров фильма «История одного назначения». Как раз в этом фильме снималась Горбачева, которая пулей выбежала на сцену, при всем честном народе поцеловала обидчика взасос (видимо, новый вид феминистского наказания, хотя, возможно, она его просто укусила), забрала «Нику» за Патрахальцеву и сказала: – Мужчины дорогие! Так получилось, что вы все вышли из женщин. Уважайте нас! Патриарх Кирилл Приз «Честь и достоинство» достался Отару Иоселиани – грузинскому режиссеру, советскому эмигранту-невозвращенцу, живущему во Франции. Это тоже заплыв «Ники» против течения. 11 лет назад Отар Давидович крайне резко воспринял российско-грузинский конфликт и не остыл. Самая большая овация на этой «Нике» была после слов Иоселиани, которые он сказал как бы между прочим: – Поведение вашего министра культуры мне не нравится. – А все неплохо шло в первом отделении, – отвесил предсказуемую шутку Гусман, которому каждый год приходится участвовать в поиске денег на неприятную для чиновников и идеологов «Нику». – На следующей церемонии мы будем сидеть в пустом зале и принимать звонки из Франции. Елена Коренева, взявшая приз за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Ван Гоги», перечислила всех обвиняемых по делу «Седьмой студии» и Олега Сенцова и в очередной раз призвала поддержать их. Ее партнер по фильму Алексей Серебряков разделил с Евгением Цыгановым приз за лучшую мужскую роль. – Блин, сейчас что-нибудь скажу – и опять начнется... – молвил со сцены вольнодумец Серебряков, много рассуждавший в последнее время об обратной стороне российского патриотизма. На этот раз актер ограничился благодарностями. Серебряков не стал делать заявлений – «а то опять начнется» Отдельным триумфатором стал фильм Кирилла Серебренникова «Лето». После того как его признали лучшим режиссером, зал встал. – Кирилла награждают и награждают, а он все под домашним арестом... – посетовал я в кулуарах, обращаясь к Владимиру Познеру. – У меня на это только одно слово – «безобразие». И я очень рад, что он получает призы, – ответил телемэтр. На «Нике» впервые вручали награду за монтаж, и лучшим стал монтажер «Лета» Юрий Карих. Но о том, как монтировался фильм без режиссера, поведать мне он наотрез отказался: – Ха-ха-ха! Это без комментариев! Ха-ха-ха! Зато удалось поговорить с лидером поп-рок-группы «Звери» Ромой Зверем, исполнителем одной из главных ролей («Ника» в номинации «Открытие года»). Когда только стало известно, что Роман играет ныне покойного Майка Науменко – одну из икон русского рока, – мобильный он отключил, а пиарщики беспомощно разводили руками: не дает интервью. – Рома, страшно было соглашаться без актерского опыта, да еще играть Майка? – Сложно было. Просто Кирилл обладает даром... Умеет людей уговаривать, успокаивать и раскрывать. Пару раз встретились с ним, начали читать сценарий, обсуждать. Таким образом я втянулся и уже не мог отказать. Рома Зверь признан «Открытием года» Вспоминали в этот вечер и Сталина. Сначала Армен Медведев сказал, что «товарищ Сталин любил документальное кино, но странною любовью». Потом Медведеву кто-то ответил на правах алаверды. А точку в «сталиниане» на «Нике» поставил режиссер Алексей Федорченко, выйдя получать Гран-при за лучший фильм («Война Анны»). Раздав благодарности коллегам, и в первую очередь уникальной девочке – 9-летней Марте Козловой, сыгравшей главную роль и получившей за нее отдельную «Нику», – Федорченко вернулся к микрофону для постскриптума: – Тут говорили, что Сталин очень любил кино. Но я хочу сказать, что в первую очередь он палач и подонок. Зал снова взорвался аплодисментами. Пару месяцев назад Федорченко получал главный приз и на «Золотом орле». Но там, на михалковском плацу, он такое произнести, пожалуй, вряд ли смог бы. Марта Козлова (на фото справа с Гармашом) – приз за главную роль в фильме «Война Анны» * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №12-2019 под заголовком «На "Нике" закипел "киномайдан"». фото в статье: Сергей Иванов, Юрий Феклистов