Сергей Пускепалис в кадре и за кадром
Одно из главных киноамплуа актера — мужчины, на которых, безусловно, можно положиться. И Есть подозрение, что для таких ролей Сергею не требуется сложное перевоплощение Сегодня Сергей просто нарасхват у режиссеров, но было время, когда Пускепалису приходилось годами ждать своей роли. Сам он говорит, что в жизни очень большую роль играет случай. Более десяти лет актер играл в Саратовском театре юного зрителя имени Киселева. А потом в город приехал режиссер Петр Фоменко — специально, чтобы посмотреть «Недоросля» Фонвизина. Пускепалис играл там Бригадира, и встреча с Петром Наумовичем полностью перевернула жизнь актера из провинциального театра. Позже Сергей отправился в Москву, где поступил на режиссерский факультет ГИТИСа под руководством все того же Петра Фоменко. Причем мэтр взял будущую звезду сразу же на второй год, а позже, ближе к концу обучения, доверил поставить пьесу Алексея Слаповского «Двадцать семь». Сегодня Пускепалис ставит спектакли во многих знаковых театрах страны — от Мастерской Петра Фоменко до Театра-студии Олега Табакова и «Современника», а еще в театрах Башкортостана, Челябинска, Омска, Петропавловска-Камчатского, Ярославля. Кинокарьера Сергея началась чуть позже, чем театральная и режиссерская. В 2003 году он снялся в эпизоде в фильме «Прогулка», а уже через три года получил главную роль в картине «Простые вещи» Алексея Попогребского. Сергей утверждает, что попал в большое кино исключительно благодаря своему сыну Глебу, к которому не раз приезжал на съемочную площадку «Коктебеля». Там он и познакомился с Алексеем Попогребским, который был на картине вторым режиссером. Сегодня сам Пускепалис говорит, что для него лично кино началось даже не с фильма, а с человека — Алексея Попогребского. Его он считает своим наставником, хотя на момент съемок «Простых вещей» самому Пускепалису было уже около сорока лет. За этой работой последовали другие, ставшие для актера по-настоящему знаковыми, — в фильмах «Как я провел этим летом», «Метро», «Ледокол». Сегодня Сергей Пускепалис продолжает режиссерскую деятельность во МХАТе имени Горького. Как объяснил сам Сергей, славный театр нуждался в новом импульсе. Сегодня худрук театра — Эдуард Бояков. Пускепалис — его заместитель по творческим вопросам, а писатель Захар Прилепин отвечает за литературную часть. Как признался актер, это его близкие товарищи — близкие по духу, по пониманию жизни, по ее развитию, что немаловажно. Однако, несмотря на то что все проекты Пускепалиса в Москве, сам он живет далеко от столицы, в Железноводске. Если же изучить биографию Пускепалиса, то можно параллельно выучить и географию страны. Он сын литовца и представительницы древнейшего болгарского рода. Родился в Курске, в детстве жил на Чукотке, подростком с семьей переехал на Кавказ, служил в армии в Североморске, работал в Саратове, учился в Москве, потом был приглашен главным режиссером сначала в магнитогорский театр, а через несколько лет в ярославский. А позже, несмотря на успешную карьеру в Москве, все равно начал строить дом именно в Железноводске. «Мне очень хорошо там. Я выбрал лучшее место — курорт, причем круглогодичный. Это не ссылка, как у Лермонтова. Этот город я могу назвать своим домом», — говорит Сергей. Именно в Железноводске он познакомился со своей нынешней супругой Еленой Пускепалис. Когда-то, еще в детстве, он занимался с ней в одной театральной студии. А потом, после недолгого брака с актрисой Эльвирой Данилиной, встретился с Леной вновь. В этом союзе родился сын Глеб, который пошел по стопам отца и которого узнали все киноманы после фильма «Коктебель». Сегодня Глеб почти все время проводит в Москве. «Глеб уже москвич, наверное, — говорит Сергей. — Я понимаю, что здесь, к сожалению или к счастью, сосредоточено все связанное с профессиональным ростом любого человека, это такой узел, солнечное сплетение. Но в отношениях с Москвой надо быть предельно деликатным, аккуратным и бдительным». Помимо актерской и режиссерской карьеры есть у Пускепалиса и еще занятие, которое позволяет ему чувствовать себя финансово независимым и соглашаться только на те кинопроекты, которые ему по-настоящему интересны. Еще в девяностых он организовал продажу книг, открыв специализированный ларек в театральном фойе. Деньги, которые приносила торговля, Сергей тратил не на машины и рестораны, а на покупку новых театральных костюмов и изготовление декораций. А еще сегодня в Железноводске у Сергея есть свой ресторан, о котором говорят, что это исключительно респектабельное мужское место. Как, впрочем, и его хозяин — харизматичный Пускепалис, которого мы привыкли видеть в образах сильных и умеющих взять на себя ответственность мужчин.