Войти в почту

«Художник не может достичь совершенства, если он не добрался до своих грехов» — Алексей Гуськов

Харизматичный, с первого взгляда – суровый, он мгновенно располагает к себе широкой улыбкой. Он ни капли не похож на своего самого известного кино-героя – Никиту Голощёкина, который загрыз волка в культовом сериале Александра Митты «Граница. Таежный роман». О том, как ему удаётся так меняться и каких героев в его исполнении мы ещё увидим, Алексей Гуськов рассказал в эксклюзивном интервью нашему корреспонденту.Дирижёр со смычком Это актёр, который умеет удивлять. Удивил он и нижегородцев. В гастрольном спектакле «Фальшивая нота», который привёз к нам Вахтанговский театр, он играл на скрипке! – Алексей Геннадьевич, неужели ради этого спектакля вы научились играть на скрипке? – Не совсем. У нас был консультант – скрипач театра Вахтангова (в нашем театре до сих пор есть оркестр и штатные музыканты). И я, и мой партнёр по спектаклю – Геннадий Хазанов учились у него правильно держать смычок, правильно брать скрипку, водить смычком по струнам, чтобы даже у профессионалов не возникло сомнений в том, что мы играем по-настоящему. – На первый взгляд, вы и Хазанов – представители разных поколений, разных школ. Как вы объединились в этом спектакле? – Хазанов принёс пьесу в театр, показал её нашему худруку Римасу Туминасу, а он и предложил меня в партнеры. Да, работа парная, поэтому очень важно, есть у нас дуэт или нет. На одних из первых гастролей на вопрос: «Для кого вы существуете на сцене?» Хазанов ответил: «Для партнёра». И это правильно. А спектакль про то, что же собственно – я и мой сегодняшний день. Художник не может достичь совершенства, если он не добрался до своих грехов.Грехи и айфон – Кстати, о грехах. Когда я увидела вас в итальянском фильме в роли Иоанна Павла II, я вас не узнала. Как случилось, что вас, русского актёра, пригласили сыграть Папу Римского? И иноверцу открыли ворота Ватикана? – Это глубокое заблуждение, что иноверцев не допускают в Ватикан. Именно Иоанн Павел II начал налаживать и укреплять контакты с другими религиями. Он очень много ездил по миру. А в садах Ватикана вы увидите и раввинов, и буддистов, и ортодоксов, и мусульман. Католики сегодня стали значительно толерантнее. А ведь только в 1992 году благодаря Иоанну Павлу католическая церковь пересмотрела свое отношение к инквизиции, преследованиям Джордано Бруно, Галилея, крестовым походам и много чему ещё! – Что же в итоге для вас было главным в образе понтифика? – Его фраза: «Не бойтесь!». С приходом плотного информационного пространства, айфонов и интернета, когда за день на тебя сваливается огромное количество информации и негативных новостей, он призывал не бояться. Бог верит в вас, а вы верьте в него. Если у вас внутри есть цельный мир, то вам нечего бояться. Фильм, в котором снимался я, создан специально к канонизации Папы и был показан во всех католических странах в день канонизации этого великого человека. Я забочусь о радости сиюминутного существования. День не повторится – поэтому нужно больше улыбаться, чем гневаться и расстраиваться. – А доводилось ли вам смотреть фильм «Молодой Папа» с Джудом Лоу, ни одного кадра которого не было снято в Ватикане, но который создаёт иллюзию реальности и практически запрещён церковью? – Конечно. Я даже мог сыграть там одного из кардиналов, участвовал в кастинге. К сожалению, не сложилось из-за моей собственной глупости – я был занят на другом проекте, там была большая роль. А фильм произвёл на меня огромное впечатление: режиссёр Паоло Соррентино – создатель удивительных миров. – Вы – один из наиболее активно работающих в Европе российских актёров. Как вы попали в эту струю? – Просто фильм «Концерт» открыл мне совершенно другое кинематографическое пространство. Когда он получил приз Итальянской киноакадемии «Давид ди Донателло», у меня появились агенты и во Франции, и в Италии, и когда нужен характер славянина, я получаю предложения. Но не скажу, что я бегу за этими ролями, задрав штаны. Я от многого отказываюсь – от типовых ролей полицейских или преступников. Всего этого у меня достаточно и на родине.– Наверное, сыграла роль и ваша способность к языкам? Ведь для фильма вы выучили французский? – Я действительно никогда не говорил по-французски, а предложение сыграть главную роль в «Концерте» было настолько интересным, что мне хотелось соответствовать. Я попросил режиссёра, чтобы сцены на французском мы играли в самом конце. И с нуля за полгода выучил язык. Брал уроки, мучал всех на площадке, выработал свою систему. Теперь у меня есть картины на итальянском, английском, французском – даже на немецком сыграл небольшую роль. – А чем для вас стала роль Ельцина в «Пути лидера» о Назарбаеве? До сих пор эти фигуры – одни из самых обсуждаемых в политике. Тем более сегодня, с Астаной – Нурсултаном. Кто для вас Ельцин? – Казахстан снимал фильм про своего президента, лидера нации, про период с 1985-го по 1993 год. Его снимал российский режиссёр Сергей Снежкин, и он предложил мне в нём сыграть. Я был Ельцин, Гармаш – Колбин, а Угольников – Горбачёв. Даша Мороз – Раиса Максимовна. У Игоря был классический сложный грим, а мне делали седую шевелюру. Роли небольшие, но Снежкин для меня – знаковый режиссёр, с которым мы работали в фильме «Белая гвардия». А роль там я считаю своей перфектной. Булгаков – это классика. Обычно знают «Дни Турбиных», а в «Белой гвардии» всё, что делает Турбин в гимназии, исполняет полковник Малышев, которого я сыграл. А эпоха Ельцина… Для меня это период творческой жизни, который у меня улетел в никуда. Кто-то из его поклонников меня спросил: «Опять его алкоголиком сыграл?» Да нет, это всё по воспоминаниям Назарбаева. Всё документально. Вот Ельцин приезжает к нему перед Беловежской пущей – страна накануне развала, он ждёт поддержки и очень боится возвращаться. На премьере я спросил Назарбаева, насколько правдиво всё сыграно. И он ответил – всё правда.Ждём перемен – В списке ваших будущих работ роль тренера в фильме «Лев Яшин. вратарь моей мечты». О чём он? И как объяснить увлечение кинематографа последних лет фильмами о спорте, такими как «Тренер», «Движение вверх»? – Тренер Якушин – тот, кто увидел талант во Льве Яшине и привёл его в сборную. Якушин – примета спортивного мира. Я еще не видел фильм. А спортивные фильмы – наши победы, реальные факты – зритель за них голосует рублём и эмоцией. – А что касается фильмов, уходящих глубоко в историю? Как грядущий «Союз спасения» – про общество декабристов, в котором вы играете князя Щербатова. Насколько сценарий близок к реальной истории? – Есть такое выражение «врёт, как свидетель». Любой фильм – художественный вымысел. Как Пушкин писал: «Над вымыслом слезами обольюсь». Мы же не знаем достоверно и буквально, как это происходило. Это не документальное кино. Мы передаём ощущения о том периоде. Декабристы – поворотная веха в стране, и авторы сделали огромное исследование. Посмотрим, как сложится фильм. Князь – командующий южными армиями, в которых и возник «Союз спасения» – Пестель, Муравьев-Апостол… Когда заговор зародился, он сказал единственное – да, мы все хотим перемен, но какая программа? Если её нет, то будет просто кровь. И сегодня это очень современная тема.

«Художник не может достичь совершенства, если он не добрался до своих грехов» — Алексей Гуськов
© Нижегородская правда