Минюст против Спилберга: Сможет ли Netflix бороться за «Оскар»

Министерство юстиции США предупредило Академию кинематографических искусств и наук (вручает премии «Оскар»), что любые попытки ограничить возможность Netflix и других потоковых сервисов выдвигать фильмы на «Оскар» могут нарушать антимонопольное законодательство, пишет Variety. Соответствующее письмо получил гендиректор Академии Дона Хадсона. Изменения в политике оскаровского жюри, о которых говорится в письме, еще только будут обсуждаться 23 апреля на ежегодном заседании Совета управляющих Академии, посвященном правилам вручения наград, однако из письма следует, что федеральные власти США пристально следят за Голливудом. Против того, чтобы допускать Netflix к участию в премии, выступил продюсер и режиссер Стивен Спилберг. Он считает, что стриминговое кино — это телевизионный формат. Если одновременно с релизом на платформах такое кино не будет выходить в широкий рокат, то картины могут претендовать только на премию «Эмми», но не на «Оскар», считает Спилберг. Его позицию поддержала актриса Хелен Миррен, известная по ролям в картинах «Королеве» и «Госфорд Парк». Выступая на пресс-конференции по случаю премьеры нового фильма «Хороший лжец» с ее участием, британская актриса сказала: «Я люблю Netflix, но к черту Netflix. Нет ничего лучше, чем сидеть в кино». Netflix ответил Спилбергу: «Мы любим кино. Мы также хотим делать доступным кино для людей, которые живут там, где нет кинотеатров, позволяя всем наслаждаться релизами одновременно. Мы даем кинематографистам больше возможностей делиться искусством». В состав жюри «Оскара« входят студии, которые конкурируют с Netflix, Amazon и другими сервисами за контент, и это может определить политику Академии в ближайшем будущем. «В случае, если Академия устанавливает определенные квалификационные требования к претендентам на «Оскар», которые исключают конкуренцию, такое поведение может спровоцировать антимонопольный конфликт», — заявил в своем письме помощник генерального прокурора антимонопольного подразделения Министерства юстиции Макан Делрахим. Конфликт начал разгораться после церемонии вручения премии «Оскар» в феврале этого года. Тогда Netflix получил четыре «Оскара», три из них — за фильм Альфонса Куарона «Рома». При этом фильм вышел в кинотеатрах в ограниченный прокат. Академики считают, что киностудиям и кинотеатрам трудно конкурировать с Netflix за внимание зрителя: в то время, как киностудии вынуждены бороться за релизы своих картин в кинотеатрах, Netflix проводит ограниченный показ фильмов в кинотеатрах и сразу выкладывает фильмы для пользователей стримингового сервиса. По статистике, после того, как фильм получает Оскар, или даже после получения номинации его кассовые сборы начинают расти, что, в свою очередь, играет на руку киностудиям, потому что права на его показ обходятся телеканалам дороже. Netflix рушит эту индустрию, так как обладает эксклюзивным правом на дистрибуцию картин, которые сам же и производит. Война за контент Претензии Академии к Netflix звучали еще в прошлом году: сервис получил награду за лучший документальный фильм — картину о войне в Сирии «Белые шлемы». Сервис распространял его на эксклюзивных правах. Тогда же студия Amazon удостоилась трех наград: две из них были за американскую драму «Манчестер у моря» и иранский фильм «Коммивояжер», которую Amazon распространял в США и Канаде (режиссер этого фильма Асгар Фархади не смог приехать в прошлом году на церемонию из-за антимиграционного указа Дональда Трампа). Также в 2018 году Netflix вынужден был отказаться от участия в Каннском кинофестивале, поскольку французские требования предполагали прокат фильма в кинотеатрах. Если Академия действительно примет новые правила, Netflix может пойти на уступки и запускать прокат в кинотеатрах раньше, чем фильм появится на стриминговых сервисах. Но если позицию сервиса поддержит Минюст, академикам ничего не останется, кроме как согласиться с требованиями регулятора. В этом случае независимым киностудиям придется бороться не просто с потоковыми сервисами, но с экосистемами и корпорациями вроде Apple и AT&T. Крупные кинокомпании уже осознали эту угрозу: в ноябре Disney объявила о планах по запуску стримингового сервиса Disney+, чтобы конкурировать с Netflix, а в марте 2019 закрыла сделку по приобретению кинокомпании XXI Century Fox. Телекоммуникационный гигант AT&T купил киностудию Warner за $85 млрд еще в 2016 году и также строит платформу для эксклюзивной дистрибуции контента. Также о своих планах по созданию видеосервиса для мобильных устройств недавно заявила компания Apple. редакция рекомендует В погоне за «Оскаром»: как Netflix переписывает экономику Голливуда