об образе наших соотечественников в американском кино

«Оптимизм внушает «Балканский рубеж» — это фильм, не уступающий «Долине волков». Фильм, в котором русские — герои, а НАТО — злодеи. И стоящий особняком сериал «Спящие», который настолько крут, как будто был снят в другой стране. Недаром его режиссёр слёзно просил прощения у коллег, которые, по слухам, его затравили за нелестный образ американских спецслужб и их российских подопечных». Русские — тупые злодеи, это знает любой зритель американских фильмов. Десятилетиями Голливуд ковал современный миф, лежащий в основе миросозерцания нашего современника, и в этом мифе русским уготовано своё место — увы, самое нелестное. Просмотрим американские ленты с 1950 года (ведь довоенные чёрно-белые и немые фильмы остались предметом изучения, но из живой жизни они ушли). Как советские, так и постсоветские русские в американском кино — злобные и брутальные бестии. Даже когда они «за нас», то есть помогают главному герою-американцу, они в лучшем случае придурковатые бородатые типы в ушанках, как русский космонавт в «Армагеддоне». Сильными и тупыми, склонными к прямому насилию и жестокости, предстают русские в фильмах вроде «Красной жары». Такими играли русских Шварценеггер и Лундгрен. И это ещё были «хорошие русские». Русские похуже — члены «русской мафии», покрытые татуировками, среди которых — серп и молот и свастика. Но обычно они ещё и враги. Русских, советских людей обычно представляют патологическими злодеями или дегенератами. Никак не желающий уйти вымысел о русском вмешательстве в американские выборы и о преступной связи русских с президентом Трампом нельзя понять, если не будешь помнить: в мозгах американцев образ злобного русского врага вбит намертво сотнями фильмов. Это замечает и популярный американский сайт Salon: «В кино, ТВ, романах, комиксах и играх русский злодей — постоянное амплуа со времён холодной войны. Некоторые злодеи символизируют страх перед ядерной войной. Другие — истерический страх коммунизма. Третьи — злобное хулиганьё, чтобы Рембо было кого бить. Когда нужен злодей — русские всегда под рукой, надёжные и универсальные». Падение русско-американских отношений до нынешнего уровня трудно понять, если не учитывать мифологию Голливуда. Почему же русские не учитывали это, когда стремились дружить с американцами во что бы то ни стало? Ответ на этот нериторический вопрос даёт русское кино. В нём практически не было американских злодеев. Я кинул клич в Facebook — думал, может, я забыл. Но нет. За все эти годы только «ТАСС уполномочен заявить» мог бы слегка претендовать на киноответ. Но и он не вполне подходит. Злобных врагов-американцев в русском кино не было — как, впрочем, и немецких нацистов в послесталинский период. Все исключительно джентльмены в костюмах от Hugo Boss. Это потому, что мы такие гуманные и всечеловечные, объясняли мои комментаторы. Не уверен, что поэтому. То есть русские, конечно, гуманные и всечеловечные, но был и ещё один резон. Русская рукопожатная интеллигенция — а она снимала кино — была всегда настроена некритично и прозападно. Симпатия к Западу и Америке была и остаётся частью рукопожатной ментальности. Так возник этот трагический и вредный дисбаланс. По-настоящему сильные фильмы, доносящие опасность, идущую с Запада, до массового зрителя, снимали на Западе. Коста-Гаврас («Дзета» и «Осадное положение») показал, как американские спецслужбы свергали Алленде и навязывали «чёрных полковников» греческому народу. «Апокалипсис сейчас», где американцы расстреливают вьетнамских крестьян с вертолётов под звуки Вагнера. «Доктор Стренджлав» (его Оливер Стоун показывал Путину, а русский президент даже не слыхал об этом фильме) с его мечтающим об атомной войне с Россией американском поджигателе войны вроде Джона Болтона. Любой фильм Годара или Джарамуша был более антиамериканским, чем любой советский фильм. Сильные антиамериканские фильмы сделали турки («Долина волков») и южные корейцы («Вторжение динозавра», 2006, Пон Джун-хо). Все эти фильмы были вполне кассовыми, потому что зритель во всём мире, в том числе и в США, хочет увидеть ответ на липкую ложь Голливуда. А Россия? Враг номер один, что же она? Страна, о которой недавно Никки Хейли, представитель США в ООН, сказала: «Русские никогда не будут нам друзьями. Мы их будем пинать, как только они расслабятся», — что сделали русские кинематографисты? Я нашёл только «Заговор обречённых» (1950) Калатозова, творца картины «Летят журавли», но этот фильм на моём веку не шёл в кино в СССР и России. Говорят, что был ещё фильм «Чужие» Юрия Грымова, но я его не видел. А так — розовая водичка и любовь к маме-Америке. Удивительно, что перестройка Горбачёва произошла так поздно, — с таким-то кинематографом! Оптимизм внушает «Балканский рубеж» — это фильм, не уступающий «Долине волков». Фильм, в котором русские — герои, а НАТО — злодеи. И стоящий особняком сериал «Спящие», который настолько крут, как будто был снят в другой стране. Недаром его режиссёр слёзно просил прощения у коллег, которые, по слухам, его затравили за нелестный образ американских спецслужб и их российских подопечных. Проснитесь, мастера культуры! Ваши попытки «понравиться Америке» обречены на провал в эпоху новой холодной войны. Но если вы будете делать сильные и искренние фильмы, их будут смотреть и в России, и в Америке, и во всём мире. Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.