Данелия оставался последним, кто нас согревал 

Данелия оставался последним, кто нас согревал
Фото: Деловая газета "Взгляд"
В Москве в возрасте 88 лет умер . Коллеги, журналисты пользователи социальных сетей вспоминают режиссёра.
, сценарист, кинорежиссёр: Я всего лишь раз встречалась с Георгием Данелией. Мне было 25, и я хотела стать режиссером, снимать документальное кино. В тот год принимал Данелия, на игровое. И я решила пойти.
Меня завораживают люди с лёгким дыханием. Уже вышло «Не горюй», я смотрела его раз двадцать — там было столько свободы! Я пыталась научиться дышать этим воздухом. На втором туре была встреча с Мастером. Он был хмур. Сразу попросил сделать актерский этюд. Видимо, про знание ему было все понятно: моя физиономия была перекошена излишним интеллектом. Данелия попросил позвать корову. Про корову было неожиданно и я переспросила.
— Корова потерялась, — сказал Данелия, — в оврагах запуталась, а вам её надо найти.
Никогда до этого мне не приходилось искать пропавшую корову. У меня вообще был очень небольшой опыт общения с животными. Я жила в домашней библиотеке. В этот монастырь не доносилось мычание застрявшей в овраге коровы.
— Машка, — тихо позвала я. — Перед вами река, — сказал Данелия. — Корова перебралась вброд на тот берег. Она вас не слышит. — Машка! — закричала я отчаянно. — У вас единственная корова. Если её задерут волки, вам не прокормить детей.
Теперь в этой задаче было еще больше неизвестных: шастающая по оврагам корова, голодные волки, умирающие дети.
— Машкааа! — заорала я. В этом вопле было много несчастья и правды. — Спасибо, — сухо сказал Данелия. — Вы свободны.
Меня не приняли. Он догадался: я страдала не по пропавшей корове, просто очень хотела стать режиссером. Спасибо вам, Георгий Николаевич! Я поняла тогда что-то важное про жизнь. Пусть вам будет легко там, куда вы исчезли. Источник
, писатель: Даже не знаю, что и сказать про уход Георгия Данелия. Уже столько сказано всеми в ленте.
Поневоле будешь повторяться… Не был я лично знаком. А все-таки был. По фильмам. По цитатам из фильмов, которые как автоответчик «свой-чужой»… Свой. Человек. Творец. И вроде жизнь полная и долгая — а все равно коротка. Ну почему же так, почему… был бы срок жизни производной от ее полноты… Спасибо, мастер. Вы все равно останетесь с нами, но вас все равно будет не хватать… Источник
Елена ЛОРИЯ, заместитель главного редактора газеты «Известия»: Для меня Георгий Данелия был лучшим из советских режиссеров. Ироничный, смешливый, грустный, пронзительный. Его фильмы разобраны на цитаты, и фразы эти давно живут самостоятельной жизнью. В одном интервью Георгий Николаевич сказал мне: «Мне повезло в жизни. Я ведь никогда не делал ничего, что мне было неинтересно». Наверное, в этом и есть секрет его фильмов — живых, умных, настоящих.
Да, он давно болел. Да, понятно, что почти 89 — это возраст. Но невыносимо жалко и обидно. Остается только пересматривать любимые фильмы и говорить себе — «не горюй!» Источник
, депутат , генеральный директор АНО «Русская гуманитарная миссия»: Георгий Николаевич Данелия умер. Всё понимаю головой: и возраст, и нездоровье. Но не могу признать и примириться. Настоящее горе. Ещё один друг — настоящий — деда. Мудрый, добрый, невероятной лиричности мастер, настоящий гений, без всяких оговорок. Перечитываю его книги, детям буду рассказывать и внукам как видел его. Мы все хотим верить, и немного верим, что те, кто рядом, кого мы ценим, любим и не хотим терять — вечные, бессмертные. Всегда где-то рядом, близко, доступно. А отсчёт до старта ракеты на Марс нам почти не слышен.
А потом в чистом поле прилетает скрипучий пепелац и увозит незнамо куда. Там рядом с осликом, запахнув пальтишко, топает Бенджамен, на ослике люлька с младенцем, холодно, снова снег идёт. Вечная память вам, дорогой Георгий Николаевич. Источник
Илья ПЕРЕСЕДОВ, блогер: «Кин-дза-дза!» — лучший фильм, снятый в советское время. Его будут смотреть, когда забудут про Штирлица, Жеглова, Гогу и прочую мутоту. Данелия — русский Тарантино. Надеюсь, он это понимал. Источник
Тема КОСТЮКОВСКИЙ, журналист, сотрудник лаборатории «Однажды»: Знал одного преподавателя философии, который студентам на вводной лекции вместо целей и задач предмета приводил диалог из «Афони». По его мнению, этот разговор куда лучше всё объяснял.
— Ты своей жизнью доволен? — Очень! Очень доволен. А ты? — Нет. — Ну и зря. А почему? — А я к ней философически отношусь. — Ну, если философически, то и я не очень.
Есть только один фильм, который я видел больше, чем любимого «Афоню». Это любимый «Осенний марафон». Источник
Евгений БАБУШКИН, писатель, журналист: Данелия — не только певец чудовищного одиночества и полного распада общества, он ещё и автор лучшей в советском кино постельной сцены. Там за окнами цокает белая лошадь, везёт молоко, а потом несчастное ничто в исполнении всенародного любимца Куравлёва говорит, что стареет. А юная Симонова — что нет, не стареет, он просто весёлый, а у весёлых морщины. Великий был мастер. Источник
, музыкальный критик, продюсер: Я помню как мы смотрели «Мимино» с родителями. И в этот момент — звонка в Тель-Авив вместо городка Телави — у мамы и у папы в глазах появились слёзы. Я не стал их потом спрашивать, почему. Но в этом эпизоде сконцентрировано столько всего… Нежелание и желание уехать из страны; непонимание того, что может ждать впереди, но при этом точный неминуемый итог: тебя всегда будет мучить тоска по родному дому и каждый раз, когда ты будешь петь песню из детства, даже с незнакомым человеком по телефону, тебя будут душить слёзы… Спасибо за этот эпизод, Георгий Николаевич Данелия! Спасибо за фильмы, которые я помню и люблю всю свою жизнь. Источник
Екатерина БАРАБАШ, журналист: Вот теперь она забрала, кажется, всех. Георгий Николаевич Данелия был последним из тех, кого нельзя было не любить. И если бы не близкие, то и делать тут, внизу, больше нечего. Все уже там. Все они ушли тихо и достойно — просто ушли и прикрыли за собой дверь. А мы стучимся туда — пустите и нас, нам без вам плохо, а они только усмехаются и не пускают. Не помню, кто начал первым, но последним стал Георгий Николаевич. Последний из безупречных. Это больше, чем великий, поверьте. К нему не цеплялись никакие «но» — «он большой режиссер (актер, писатель), но…» — как не цеплялись к Хуциеву, Юрскому… Данелия — это бесконечность и непознанность. Он был философ, который словно стеснялся своей серьезности и прятал ее за шутками. Одна только сцена поминок в «Не горюй!» стоит сотен глубоких трактатов о жизни и смерти. Данелия — это та свобода, которая никак не связана с режимом, — настоящей свободе плевать на режимы, ей не нужны революции и диссидентство. Она просто есть, хотя и дается не всем. Данелия был ее уникальным «клиентом» — он ни разу ей не изменил. Все его фильмы — это неподдельная любовь к человеку, а она по факту равно свободе.
Холодно стало. Данелия оставался последним, кто согревал нас, даже уже когда был болен и давно ничего не снимал. Легкого пути, Георгий Николаевич. Не сердитесь, но мы все-таки горюем. Источник
Видео дня. Какими были первые роли известных советских актеров
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео