Войти в почту

Солнечным апрельским днем - когда зима, наконец, окончательно сдала свои позиции - остановилось сердце великого сценариста и режиссера Георгия Николаевича Данелии. В интервью, которое дала нашей газете Виктория Токарева, очень близкий для Данелии человек, она упомянула, что Георгий Николаевич знал, что умрет весной. Может быть, после этих слов я перебираю и перебираю мысленно кадры его знаменитейших картин - и не помню там весны. Бузыкин, бегущий от одной своей возлюбленной к другой - верной жене - осенним марафоном. Зимняя дача, на которой прячутся "джентльмены удачи". Летний ливень, под которым скачет юная москвичка - пронзительные кадры из "Я шагаю по Москве"... Хотя, наверное, где-то и весна у Данелии была в кино. Не могла не быть. Не такая уж обширная фильмография, но каждая лента - это событие. Стоит лишь вспомнить, как растащили на цитаты "Мимино", как ломился народ в кинотеатры на "Кин-дза-дзу"... А многочисленные сюжеты журнала "Фитиль", сочиненные искрометным Данелией... Да, вот, пожалуй, слово, идеально характеризующее его творчество. Искрометность. Легкость, с которой он сочинял самые, казалось бы, невероятные сюжеты - и они "обрастали" живой речью, характерами, которым веришь, раскладывались на идеальные в своей рисовке сюжеты... А какие диалоги! Не одно поколение нашей страны общалось диалогами из картин Георгия Данелии. Тончайший юмор, подернутый флером грусти. Добрый абсурд, оксюморон, сочетание несочетаемого - но в него, почему-то, веришь безусловно. Валико-Мимино будет плакать самыми горчайшими и чистейшими слезами, попав по телефону вместо родного Телави в Тель-Авив; а Лариса Ивановна так его и не полюбит. Бесценным сокровищем окажется коробок обыкновенных спичек - Кэ-Цэ в "Кин-дза-дзе". Простак сантехник Афоня впадет в самую настоящую депрессию - болезнь интеллектуалов, а профессор Хансен объяснит, на прекрасном русском языке, что "грибных лесов за границей нет". Замрет с телефонной трубкой в руке "вечная любовница" - Марина Неелова. Устало вздохнет "вечная жена" Наталья Гундарева... Все это - персонажи Страны Данелии, именно так назвали документальный фильм о великом мастере, который вышел в 2004 году. Лучше и не назвать. Разве что - Вселенная Данелия... Он был очень тонким и разносторонним человеком: увлекался живописью, графикой, музыкой и собрал коллекцию барабанов. Хотя барабанный бой совершенно не вяжется с его тихой иронией. Он собрал и "своих" людей: Токареву, Канчели, бесподобную звезду своих кинолент - Евгения Леонова. Он потерял сына, умершего совсем молодым, и эта боль осталась с ним навсегда. Но Георгий Данелия прожил очень долгую, очень насыщенную жизнь. И навсегда он останется Президентом Страны Данелии, и мы можем навестить его там - стоит лишь включить один из его великолепных фильмов...

Страна Данелия
© Вечерняя Москва