«Я шагаю по Москве»: 55 лет назад на экраны вышел знаменитый фильм Данелии

11 апреля отмечает день рождения, пожалуй, самый московский фильм – «Я шагаю по Москве». Лента вышла на экраны в 1964 году и сразу полюбилась зрителям. Однако мало кто знает, что фильм могли назвать совсем по-другому. К юбилею картины «МИР 24» рассказывает историю создания фильма и факты, о которых вы наверняка не знали. За месяц до премьеры фильма «Я шагаю по Москве» – в марте 1964 года – первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев раскритиковал киноленту режиссера Марлена Хуциева и сценариста Геннадия Шпаликова «Застава Ильича». Хрущев посчитал картину «идеологически вредной». Дело в том, что весь сюжет повествовал о том, как три парня и девушка гуляют по улицам Москвы и выясняют отношения. Практически то же самое происходило и в сценарии «Я шагаю по Москве». Пока шли разговоры вокруг «Заставы Ильича», у сценариста Геннадия Шпаликова появилась идея, которая воплотилась в фильме «Я шагаю по Москве». Творческий союз Данелии и Шпаликова Любопытно, что Данелия мог бы строить дома, а не снимать фильмы. Первое его образование – архитектурное. А в 1959 году он окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Союзе кинематографистов и полностью посвятил себя кино. Вскоре Данелия станет одним из самых знаменитых советских режиссеров, мастером комедийного жанра, в том числе и в лирическом формате: снимет «Афоню», «Мимино», «Осенний марафон». Сам режиссер считает, что именно с фильма «Я шагаю по Москве» и начался в советском кино жанр лирической комедии. «После просмотра в Госкино между режиссером и чиновниками произошел примерно такой диалог: Непонятно, о чем фильм – Это комедия – Но она не смешная – А это лирическая комедия – Ну, тогда так и напишите: лирическая. Так и осталось: лирическая комедия. Очень точно», – отрывок из книги Анатолия Кулагина «Шпаликов». Идея фильма принадлежала Шпаликову. Однажды он пришел к Данелии с бутылкой шампанского в авоське и сказал, что придумал хороший сценарий. Правда, рассказал он лишь про один эпизод: сильный дождь в городе, идущая босиком под дождем девушка и едущий следом за ней велосипедист. Никакого сюжетного развития дальше не было, но сценарист обещал придумать. И придумал. Сценарий Шпаликов и Данелия писали в две машинки. Геннадий сочинял текст эпизода и отдавал режиссеру. Данелия его сокращал, подгонял под рамки кино. Это могло бы быть совсем другое кино Первый вариант сценария будущей картины был готов уже в 1963 году. Черновое название фильма – «Верзилы». В другом варианте сценарий назывался «Приятели». Сцена, с которой Шпаликов пришел к Данелии, в этих двух версиях сценария была на самом деле: «А по самой середине улицы шла девушка. Она шла босиком, размахивая туфлями, подставляла лицо дождю... Внезапно появился парень на велосипеде. Мокрый насквозь, в кедах, улыбается. Он медленно поехал за девушкой». В финальном варианте сценария, и в самом фильме эта сцена есть. Только добавился еще зонтик, который велосипедист держит в руке, пытаясь прикрыть им уже намокшую девушку от дождя. Так сцена стала еще лиричнее. Сцена дождя и остальные сцены были сняты оператором Вадимом Юсовым. К моменту начала съемок фильма Вадим уже успел поработать с кинорежиссером Андреем Тарковским. Юсову и Данелии удалось полностью погрузиться в московскую реальность. Советская настенная мозаика с фигурами рабочих и крестьян, концерт на парковой площадке, танцы во дворе под радиолу, играющую в открытом окне квартиры, «Победы» и «Москвичи», популярные кеды, самодельные шапки из газеты, в которых не только красили стены и потолки, чтобы не испачкать волосы и лоб, но порой не стеснялись и выйти в жаркий день на улицу, уличные автоматы с газировкой... Фото: Двалишвили Б./ТАСС Кстати, в первом варианте сценария фильма была прописана шутка про Красную площадь. Один из героев вмешивается в рассказ экскурсовода и переводит внимание туристов с собора Василия Блаженного на ГУМ. «... вот главная достопримечательность – магазин, яркий пример тяжеловесно-вычурной псевдорусской архитектуры конца XIX века». За что экскурсовод и посылает непрошеного помощника куда подальше». Финальная версия Названия киноленты «Верзилы» и «Приятели» в ходе написания сценария отпали. В первом из них читался негатив по отношению к героям, а их образы должны были быть все же лирическими. Второе же ни о чем зрителю не говорило. Окончательное название – «Я шагаю по Москве» – звучало как динамичное, молодое, отвечающее духу того времени. Вскоре сценарий был дописан, но с его утверждением возникли проблемы. Фильм художественному совету показался бесконфликтным. «Непонятно, о чем фильм. – О хороших людях. – Этого мало. Нужен эпизод, который уточнял бы смысл». По дороге в машине Данелия и Шпаликов придумали, что герой будущего фильма Володя не просто так приехал в столицу. Начинающий писатель, он прислал свой рассказ известному писателю и должен был получить его отзыв. Тогда режиссер и сценарист ввели в сценарий нового персонажа – полотёра, выдававшего себя за писателя, критически настроенного и всем недовольного. Он читает сценарий Володи и высказывает ему то, что Данелия и Шпаликов выслушали от своих цензоров. Сначала на эту роль пригласили Рудольфа Рудина, но он не смог принять участия в съемках, и вместо него снимали Владимира Басова – это был его актерский дебют. В результате фильм все-таки утвердили. Фото: Малышев Николай/ТАСС В главных ролях зрители могли бы увидеть других актеров: на роль Володи пробовался Виталий Соломин, но его не утвердил худсовет. Продавщицу грампластинок должна была сыграть Наталья Селезнева. С ней уже сняли несколько сцен, но худсовет в результате проголосовал за Галину Польских. Только Никиту Михалкова утвердили сразу. Это была его первая значимая роль в кино. Да и слова знаменитой песни звучали так: «Я шагаю по Москве, как шагают по доске», но режиссер не принял этот вариант, и Шпаликов во время съемок сочинил тот, который мы слышим в окончательной версии. Музыку к этому шлягеру написал композитор Андрей Петров. «Шли съемки на площади Маяковского. А в это время Геннадий Шпаликов сидел неподалеку, в ресторане «София», и сочинял слова легендарной песни «А я иду, шагаю по Москве...». Потом были монтаж, предпремьерный показ и, наконец, сама премьера, а на следующее утро все причастные к фильму «Я шагаю по Москве» проснулись знаменитыми. Для Шпаликова «Я шагаю по Москве» станет первым триумфом. И, к сожалению, единственным – подобный успех к нему больше не придет. Воспоминания Георгия Данелии: Фото: Астапкович Владимир/ТАСС «Мне приятно, когда этот фильм хвалят. Он мне и сегодня нравится. Но понимаю... Если бы не поэтический взгляд Геннадия Шпаликова – фильма бы не было. Если бы не камера Вадима Юсова – фильма бы не было. Если бы не музыка Андрея Петрова, если бы не обаяние молодых актеров – фильма бы не было. А если бы меня не было?..» ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

«Я шагаю по Москве»: 55 лет назад на экраны вышел знаменитый фильм Данелии
© Мир24