Войти в почту

Взрослое кино: как заработать на российских фильмах

Кассовые сборы российских кинокартин бьют рекорды. По данным Фонда кино, в 2018 году они составили 13,8 млрд рублей. В 2019 году, как ожидают производители, сборы вырастут еще минимум на 10-20%. Еще никогда в новейшей истории России наше кино не было так успешно. Могут ли инвесторы на этом заработать? Еще три года назад идея инвестировать в российское кино вызывала у опытных инвесторов только улыбку. Статистика показывала: из десяти фильмов только один выходил в плюс. Еще два едва-едва возвращали потраченный на съемки бюджет. Остальные уверенно проваливались в прокате. Громкие имена актеров, именитые режиссеры не гарантировали успеха. Кино было уделом энтузиастов, но не большого бизнеса. Единственным упорным и принципиальным инвестором в кино все эти годы оставалось государство. Около 6 млрд рублей ежегодно вливались в киноиндустрию через Министерство культуры и Фонд кино. Однако за последние два года сборы выросли более чем на 60%. Прямо на наших глазах российское кино превращается во взрослую индустрию с серьезным бизнес-потенциалом. Если верить старой пословице, согласно которой «пересчитывание денег — лучшее лекарство», то российское кино — настоящая панацея. И, возможно, именно сейчас наступил правильный момент, когда инвесторы могут присоединиться к этому успеху. Сегодня, на волне успеха, кино снова становится бизнесом, в который хочется инвестировать. Продюсеры, инвесторы, режиссеры — все киносообщество ищет варианты развития и пытается переизобрести себя. Прямо сейчас идет подготовка как минимум трех принципиально новых проектов, которые могут задать новые правила на этом рынке, а также позволить рядовым инвесторам поучаствовать в создании фильмов и в распределении их прибыли. Микроинвестиции от фанатов Идея построить площадку для микроинвестиций в кино объединила Илью Зибарева (бывшего предправления банка «Русский стандарт») и Константина Хабенского, актера, режиссера, продюсера. Проект Cinematix, по словам основателей, находится на финишной прямой. В описании звучат современные и технологичные термины. Данные будут храниться с помощью технологии блокчейн, инвестировать можно будет, например, через механизм ICO, покупая токены понравившихся проектов. Потом эти токены можно будет дарить, менять, продавать. Экспертная группа, которую создает Cinematix, оценит реалистичность кинопроекта и сметы перед публикацией проекта на своей площадке. После релиза картины в кинотеатрах Cinematix получит оговоренную в контракте долю дохода с проката и распределит ее среди держателей монет в соответствии с условиями инвестиционного контракта, размещенного на электронной площадке. По словам генерального директора компании Cinematix Ильи Зибарева, кино сейчас повторяет путь эволюции банковского бизнеса. Там тоже в какой-то момент родилось осознание, что именно розница — огромный и очень устойчивый сегмент. Все банки наперегонки ринулись туда. Кино сейчас только встает на этот путь. И это правильный момент для входа. «Мы предлагаем обратиться к аудитории обычных любителей кино, которые готовы инвестировать 10 тысяч рублей. Таких людей — миллионы. Сегодня они просто не имеют возможности вложить свои средства в производство фильма, потому что у них нет нескольких миллионов рублей», — говорит он. Площадка Cinematix — это, по сути, маркетплейс, который почти всем даст возможность выставить свой проект на продажу инвесторам. В случае успеха в прокате создатели площадки прогнозируют доход в 25-30% годовых, как в лучших ПИФах. Но окончательные условия разделения прибыли у каждого фильма будут разные. Кино для всех По статистике Фонда кино, в 2016 году было продано 191,9 млн билетов, в 2017 — уже 213,4 млн. В 2018 году в кинотеатры пришли 200,3 млн, но почти каждый третий выбрал для просмотра российскую кинокартину. По исследованию агентства Romir, за год в кино побывали не менее 24% россиян. То есть в России есть армия из 37 миллионов любителей кино, каждый из которых ходит в кино примерно раз в 2 месяца. Министерство культуры также будет способствовать росту этих показателей. «У нас есть программа развития кинотеатров в малых городах, где население меньше 250 тысяч человек. Мы в этом году, до конца года откроем 800 залов в регионах», — говорит директор департамента кинематографии министерства культуры Ольга Любимова. Сегодня бывший замминистра энергетики Михаил Курбатов вместе с Федором Бондарчуком, актером, режиссером и одним из самых успешных продюсеров российского кино, запускают проект BeProducer и приглашают зрителей «попасть в закрытый мир киноиндустрии, театра и телевидения». Идеология проекта схожа с Cinematix: данные тоже хранятся с помощью блокчейн. Однако, по словам CEO BeProducer, они уже вырвались вперед. Команда проекта отбирает первые 10 фильмов и готовится к началу привлечения средств. Первая картина проекта, которая появится на экранах уже в следующем году — «Притяжение 2». Первый фильм «Притяжение» собрал кассу свыше миллиарда и привлек к экранам свыше четырех миллионов зрителей. Вторая картина с высокой вероятностью соберет еще больше. Стартовать громче, наверное, невозможно. BeProducer, как и Cinematix, опирается на экспертизу своей группы специалистов для оценки качества и достоверности поданных заявок, проводит оценку расходов на производство. Но в отличие от Cinematix, условия разделения будущей прибыли устанавливают не продюсеры фильмов, которые будут представлены на площадке, а сама площадка. «Инвесторы предлагают свои средства для финансирования каждого конкретного фильма, представленного на площадке. Информация хранится с помощью технологии блокчейн. Сначала большая часть денег идет на возврат инвестиций микроинвесторов. Потом после получения ими доходности 10-15% годовых, оставшиеся деньги уходят к продюсерам картины. Как вознаграждение за талант, который обеспечил сверхприбыль», — рассказывает СЕО BeProducer Михаил Курбатов. При этом важно, что инвесторы получают деньги сразу же, как только фильм вышел в прокат. Они получают большую долю до того, как фильм окупился, и меньшую долю — после того, как фильм вышел в плюс. «Это нам кажется достаточно справедливым, потому что мы некий посредник между зрителями, которые хотят стать продюсерами, и кинокомпаниями», — уточняет Михаил Курбатов. Доходность таких инвестиций может быть существенно выше других инструментов. «Мы посчитали, что если бы «Притяжение 1» финансировался по новому механизму, люди получили бы 23% годовых. Если бы это был фильм «Движение вверх» — инвестиционный доход составил бы 30%. Но таких фильмов будет всего 1 — 2 за ближайшие года. В среднем мы думаем, что люди смогу получить доход около 10%», — говорит говорит CEO BeProducer Михаил Курбатов. Понятно, что это инструмент с достаточно высоким уровнем риска. Актеры, режиссер, продюсер становятся после запуска картины людьми незаменимыми. Болезнь, травма — любая задержка производства по любой причине может принести убытки во много миллионов рублей. Ведь съемочная группа даже в режиме ожидания нуждается в зарплате. Аренда студий и декораций, съемочной техники — это ежедневные траты. Средняя стоимость одного дня простоя для картины не очень большого размаха — миллион рублей в день. А значит, бюджета для съемок вдруг может оказаться недостаточно. Отличие этого проекта от схемы, используемой Cinematix, в формуле выплаты доходов инвесторам. В Cinematix она разная для каждого проекта и формируется самостоятельно продюсером кинопроекта на электронной площадке. В BeProducer она единая для всех и формируется площадкой. Получается, что BeProducer больше подойдет для консервативных инвесторов, которые готовы к умеренной доходности, но при этом главное для них — обеспечение возврата средств. За этим будет следить экспертная группа BeProducer. Новая жизнь product placement Третий проект для инвестиций в отрасль построен не столько на любви к кино, сколько на постоянной потребности крупного бизнеса. Коммуникационное агентство «PLAN» запустило новую модель взаимодействия рекламодателей с киноиндустрией «Как в кино». Идея в том, чтобы сформировать бюджет на производство и продвижение фильма за счет коллективных рекламных вложений брендов, где рекламодатели становятся соинвесторами. Это поможет выстроить четкие и понятные правила размещения рекламы в кино. «Мы видим статистику, что с каждым годом характер потребление рекламы становится все более фрагментарным. Больше половины телезрителей в момент рекламных блоков переключаются на другой канал, кликабельность баннеров в интернете на уровне 0,1% уже никого не удивляет», — говорит СЕО Коммуникационного агентства «PLAN» Ирина Ларцева. По оценке агентства АКАР, в 2017 году рекламодатели потратили на продвижение рекламы товаров и услуг в интернете и на телевидении около 417 млрд рублей. Если представить себе, что совсем небольшая часть крупных рекламодателей согласится на эксперимент с рекламой в кино, российские зрители смогут увидеть десятки новых фильмов. Раньше, по словам основателей проекта «Как в кино», каких-то четких правил размещения рекламы в российском кино не существовало. Рынок был хаотичен, рекламодатели часто сталкивались с рисками, договоренности не всегда выполнялись. Проект «Как в кино» стремится сформировать прозрачные условия ценообразования, обосновывает медиа-эффективность по сравнению со стандартными каналами рекламы. По словам Ирины Ларцевой, никто не собирается снимать «рекламный ролик длиной в 1,5 часа». Самое важное — чтобы кино в итоге полюбилось зрителям. «Мы нацелены на коммерчески успешные фильмы с потенциалом в кинопрокате от одного миллиона зрителей. Скажем так: это наша точка безубыточности, при достижении которой рекламодатель уже получит 50%-й возврат инвестиций. Но шкала прогрессивная: чем больше собирает фильм — тем больше получают наши инвесторы. Например, если наложить нашу модель на фильм «Лед» (6,35 млн зрителей) , то это обеспечило бы возврат уже 275%. В таком случае реклама бренда и ее последующий вклад в продажи стали бы «комплиментом» за инвестицию», — говорит Ирина Ларцева.