Смех и сарказм великого комика
В мире хорошо знают Чарли Чаплина, общепризнанного актёра, режиссёра, сценариста, который родился 16 апреля 1889 года в лондонском предместье в семье артистов мюзикл-холла. Его первое появление на сцене состоялось в пятилетнем возрасте. Как обычно, Чарли стоял за кулисами и смотрел выступление матери, голос которой внезапно сорвался, она закашлялась и в панике убежала в гримёрку. В зале раздался свист, выкрики. Чтобы спасти положение, администратор схватил мальчика за руку, вытащил на сцену, представил зрителям и быстро исчез. Под аккомпанемент оркестра Чарли запел популярную тогда песенку «Джек Джонс». Не успел он пропеть и половины, как на сцену полетели монеты. Парнишка замолк и сказал, что допоёт после того, как их соберёт. В зале послышались смешки. На сцене снова появился администратор, чтобы помочь поскорее собрать деньги. Чарли испугался, что тот оставит их себе. Это поняли зрители, смех усилился, особенно после того, как мальчишка ушёл со сцены вместе с администратором, вцепившись в него руками. Убедившись, что деньги отданы матери, Чарли вернулся, допел «Джека Джонса», стал танцевать, забавлять публику шутками, а потом комично изобразил тот момент, когда у матери сорвался голос. Зрители были в восторге: хохотали, аплодировали и снова бросали монеты. Свой первый контракт с кинофирмой «Общество Кейстоун», бюро которой находилось в Лос-Анджелесе, а студия в Голливуде, 24-летний Чаплин подписал в ноябре 1913 года. Тогда ему платили 60 долларов в неделю, за выступление в театре комической пантомимы режиссёра Фреда Карно — с ним молодой артист приехал из Англии на гастроли в США. Вскоре он впервые предстал перед кинокамерой. Фильм назывался «Зарабатывая на жизнь» и был поставлен режиссёром Генри Пате-Лерманом, австрийским иммигрантом. Большинство фильмов кейстоунского периода были полны гротескных сцен. Правда, средства кинопроизводства являлись крайне примитивными. Сценарий не содержал детального описания отдельных эпизодов, а комический материал разрабатывался за день до начала съёмок, да и то в общих чертах. Каждая кинолента длиной в триста метров предназначалась для определённой роли. Актёры сами выбирали костюмы, сами определяли жесты и движения. Возможно, поэтому в фильме «Между ливнями», вышедшем на экраны в феврале 1914 года, Чаплин впервые появился в роли маленького бродяжки в больших башмаках, в ломаном котелке, с гибкой тростью и комическими усами. Но вот именно таким его и полюбили миллионы зрителей. А киномагнаты быстро нащупали в образе бродяжки золотую жилу. Фирма «Мьючуэл» заключает с Чаплиным договор на производство фильмов, по которому он получает десять тысяч долларов в неделю. К тому периоду относится фильм «Чарли вернётся поздно». В нём актёр играет роль пьяницы, подвергающегося унижениям и издевательствам со стороны… собственной мебели. После этого подряд выходят картины социальной сатиры — «Иммигрант», «Бегство Чарли», «Идиллия на полях», «Собачья жизнь» — фильмы, которые, по мнению кинокритиков, наиболее ярко определили характер режиссёра, достигшего высшей точки своей художественной зрелости. Однако было бы неверно считать, что ему легко давались муки творчества. Достаточно одного примера, чтобы понять, какого пота и напряжения стоила Чаплину одна лишь сцена из «Огней большого города», которая на экране выглядит совершенно естественным и безболезненным режиссёрским решением. «Я начал, — рассказывал Чаплин английскому корреспонденту газеты «Санди таймс» Алистеру Куку, - с туманной отправной идеи, представив слепую цветочницу на городской улице, с которой встретится впервые мой маленький человек. Она должна продать ему цветы и обязательно принять его за богача. С этого начались мои мытарства. Я стал невыносим для окружающих, метался по бунгало, отказывался есть и отдыхать, ночью вызывал ассистента в студию на новые пробы… И только через три недели нашёл деталь, вдохнувшую жизнь в весь проект». После прихода в Германии к власти фашистов Чаплин снимает картину «Великий диктатор», где создал образ главаря агрессивной войны Аденоида Хинкеля. «Диктаторы — комические личности, - говорил режиссёр, - и я решил за их счёт повеселить публику». Злая ирония, едкая сатира на пороки американского общества послужили причиной нападок на великого актёра. В конечном итоге Чаплин был вынужден покинуть Соединённые Штаты, где он создал свои лучшие фильмы. В 1952 году, закончив работу над картиной «Огни рампы», Чаплин пересекает океан, чтобы никогда не вернуться обратно. Он вместе с женой Уной обоснуется в Швейцарии, задумав отомстить той Америке, которая его оттолкнула. Америке насилия, административной косности, нетерпимости. Так рождается «Король в Нью-Йорке». Премьера фильма состоялась 12 сентября 1957 года в Лондоне, затем его показали в Париже. Между тем великому мастеру кино потом пришлось выждать почти десять лет, чтобы показать в Лондоне новый фильм «Графиня из Гонконга» с Марлоном Брандо и Софи Лорен в главных ролях. Это была последняя работа великого комика.