Чарли Чаплин — "Простота — непростая штука"
В работах Чарли Чаплина фраза, вынесенная в заглавие, подтверждалась не раз. Образ бродяги в маленьком котелке, знакомый каждому, даже далёкому от немого кино человеку, — ярчайший пример гениальности на первый взгляд понятного и простого. Не сложными кажутся музыкальное сопровождение фильмов Чаплина и сюжетные коллизии в них. Однако работы гения, получившего одну из заветных статуэток "за бесценный вклад в то, что в этом веке кинематограф стал искусством", до сих пор притягивают зрительское внимание, смешат и трогают до слёз. Сэр Чарльз Спенсер Чаплин родился 16 апреля 1889 в Лондоне в семье эстрадных актёров. В 80-е годы позапрошлого века они имели успех на сценах театров и мюзик-холлов. Но детство Чарли пришлось на "чёрную полосу": отец Чарльз-старший пристрастился к алкоголю (который впоследствии стал причиной его раннего ухода из жизни). У матери начались проблемы с гортанью, которые позже привели к потере голоса и невозможности выступать. Один из рецидивов Ханны Чаплин дал возможность пятилетнему Чарли выйти на сцену вместо неё. По свидетельствам, малыш получил бурю аплодисментов и растрогал публику, собирая брошенные ему из зала монетки прямо во время выступления. Фото: ecranlarge.com Измотанное состояние Ханны вследствие развода, изнурительной работы (отец Чарли не помогал ни детям, ни бывшей жене) и бесконечной нужды привело её в психиатрическую лечебницу. Это время Чарли со сводным братом Сидни то жили с отцом и его новой семьёй, то бродяжничали. После выписки матери переехали в работный дом. Кое-как учились в школе для сирот и бедных детей, зарабатывали на жизнь. Голодное детство на маргинальных лондонских улицах впоследствии отразилось в творчестве актера: быт, нравы, типы и характеры людей, встреченных им, остались в памяти навсегда и воплотились в созданных им кинокартинах. В девять лет Чаплин поступил в танцевальную труппу "Восемь ланкаширских парней", где впервые проявился его талант к комедии. Но пробыть членом труппы долгое время Чарли не позволяла нужда. Он пропускал репетиции и школу, так как продавал газеты, помогал знакомому врачу, подрабатывал в типографии… Но мечта об актёрской карьере не покидала мальчика, некогда познавшего успех. В четырнадцать ему-таки улыбнулась удача: Чарли, работая в театре, получил небольшую роль — посыльного Билли в пьесе по мотивам детективов сэра Артура Конан Дойла. Так как на учёбу времени у Чарли не было, грамоте он не выучился. Запомнить роль ему помог старший брат, который также искал свой путь на комедийном поприще. Фото: jazzpeople.ru Работа в театре варьете стала пусть и скудным, зато постоянным заработком Чаплина, появилось время для обучения. Он с усердием осваивал скрипку, занимаясь самостоятельно или беря уроки у дирижёра, а также много времени уделял актёрскому мастерству. С 1908 по 1912 Чаплин был актёром труппы пантомим Фреда Карно. Юный комик учился жестикуляции, акробатике, владению мускулами лица. Скоро он стал звездой ряда скетчей и пантомимы. Труппа была популярна и немало гастролировала, в том числе в США, где во время одного из выступлений Чаплина заметил кинопродюсер Мак Сеннет из молодой студии "Кистоун". Он несколько раз предлагал талантливому артисту попробовать себя на поприще кинокомедии, но Чаплин согласился лишь тогда, когда условия стали устраивать его. Он ушёл из труппы Карно и остался жить в США. Фото: chaplin-blog.ru Первый фильм с Чаплином "Зарабатывая на жизнь" не принёс "Кистоун" ожидаемого успеха у зрителя и прибыли. Но постепенно юный киноактёр начал понимать требования индустрии, отошёл от имитации довольно грубого стиля сеннетовских комедий-экспромтов с героями-жуликами в пользу лиризма и вскоре стал одной из звёзд "Кистоун", без которой не обходилась ни одна успешная кинолента. Этому не в последнюю очередь поспособствовало рождение "маленького бродяги" с манерами джентльмена, человеческой теплотой и непосредственностью — самого знаменитого образа Чарли Чаплина. Это произошло в 1914 году, когда актёр придумал образ и загримировал себя для фильма "Необыкновенно затруднительное положение Мэйбл": "противоречивый" человек в широких брюках, больших башмаках, в котелке не по размеру и усиками, которые должны были сделать его старше и при этом не скрыть мимику. В "Кистоун" Чаплин выступал не только в качестве актёра, но также был сценаристом, автором идей большинства работ студии и активно осваивал кинопроизводство. С трудом он уговорил Сеннета на самостоятельный проект. Но работа на кого-то окончательно надоела Чаплину, и он ушёл из "Кистоун" в свободное плавание. Первая же самостоятельная работа в качестве актёра, режиссёра и сценариста "Застигнутый дождём" от "Студии Чаплина" оправдала ожидания: заработки и популярность выросли в разы. Год за годом более крупные студии начали "засыпать" Чаплина контрактами и предложениями, и в 1917 году он стал самым высокооплачиваемым молодым актёром, заключив со студией "Фёрст Нэшнл" контракт на один миллион долларов. Фото: chaplin-blog.ru Обретя абсолютную финансовую независимость, Чаплин вновь выбрал свободное плавание и в 1919 основал киностудию "Юнайтед Артистс" совместно с Мэри Пикфорд, Дугласом Фэрбэнксом и Дэвидом Гриффитом. Они разделяли стремление Чаплина уменьшить влияние прокатчиков и продюсеров на киностудии и создавать независимые полнометражные фильмы. По работам Чаплина с 1918 по 1922 год легко проследить, как смешное трюкачество героя-задиры сменяется на драму "маленького человека" — несчастного, живущего в постоянных неизвестности и страхе, но при этом умеющего сострадать и оставаться человечным в бесчеловечных условиях. Социальная сатира всё чаще прослеживается в работах Чаплина ("Иммигрант" (1917), "Собачья жизнь" (1918)), в них появляется драматизм. Шестичасовая мелодрама "Малыш" (1921) — один из венцов этого периода. История о поиске счастья безработным стекольщиком и его приемышем, внешне похожим на отца, создавали невероятно трогательный образ. Тем не менее фильм комичен, а развязка — счастливая. Работы Чаплина 1923 года стали ещё более серьёзными и драматичными. В "Пилигриме" за комедийным сюжетом скрывались гневное обвинение ханжеской Америки. Чаплин показал, что никаких перспектив у "маленького человечка" в современной Америке нет. Реакционные круги негодовали, а у зрителя творчество Чаплина получало все большее признание. Фото: chaplin-blog.ru Лирическая сатира "Парижанка", однако, на время отвернула влюблённого зрителя от его работ. Комедия стала камерной драмой с несчастливым концом и слишком горько напоминала действительность обыкновенных людей. Фильм "Золотая лихорадка" (1925) стала популярна на всех экранах мира, в своё время заняла первое место в десятке лучших фильмов года, а в наши дни — бессмертная классика, по которой учатся будущие кинематографисты. Во время съемок фильма "Цирк", вышедшего в 1928, началась активная травля Чаплина, которая разрастётся в тридцатые, эпоху маккартизма. Несмотря на судебные тяжбы, прослушки и преследования, Чаплин продолжал работать в намеченном до судов направлении. В 1931 появился фильм "Огни большого города" — трогательная история любви бродяги к слепой девушке на фоне реалий современной Америки. Кинокартина, в которой Чаплин вновь обращает внимание на гибель бескорыстия и чистоты человеческих отношений, едва не была запрещена к показу. Фильм "Новые времена" (1936) явился логическим продолжением рассказа о судьбе "маленького человека", ставшего на путь общественной борьбы. Первый кадр киноленты — стадо овец, гонимого на бойню, сменяется следующим — толпа людей, которая вливается в метрополитен, а затем "выливается" в ворота завода. Фильм рассказывает о том, что "мир стал местом больших скоростей, безработицы, голода, бунтов и угнетения". Он потрясал зрителей, и поэтому был серьёзно "порезан". В кинематограф пришёл звук, но Чаплин отказывался дать своему герою голос. Только в работе "Великий диктатор" (1940) актёр в облике маленького парикмахера в солдатской форме заговорил призывами сражаться за свободу. Этот фильм обозначил переход кинорежиссёра от социальных проблем США к реалиям мировой политической арены. Фото: oscargasms.blogspot.com В жизни Чаплин также активно выражал свои антимилитаристские позиции, что не могло не вызвать негодование со стороны власть предержащих. Его обвиняли в симпатии к коммунизму, травили ФБР, следили из германского посольства. "Великий диктатор" оказался "удобным" для обеих сторон: нацисты оскорбляли его "грязным евреем", а американцы обвиняли в том, что он "тычет в зрителей коммунистическим пальцем". Не прекращался поток писем с угрозами, кинотеатры отказывались транслировать фильмы из-за "скользкой" ситуации. В следующем фильме Чаплина "Мсье Верду" (1947) "маленький человек" становится женоубийцей ради денег и клеймит двуличие общества, мыслящего так: "Одно убийство делает человека злодеем, а миллион убийств делают из него героя. Масштабы все оправдывают". После такого "удара в лоб" власти обвинили Чаплина в антипатриотизме, подыскивали повод, чтобы выслать его из страны. Делом Чаплина на четыреста страниц занималась комиссия по расследованию антиамериканской деятельности. Актер и не мыслил замолчать: он объявил "войну Голливуду" и снял "Огни рампы" (1952). Фильм о творчестве стал гимном любви к жизни и людям. Пока актёр был на премьере киноленты в Англии, Госдепартамент США запретил ему въезд в страну. Чаплин с семьёй отправился на поиски нового дома, и в 1953 поселился в городе Веве, в Швейцарии. Последней его работой в кино стала "Графиня из Гонконга" (1966), снятая в Англии. Главные роли в ней сыграли Марлон Брандо и Софи Лорен, а также четверо детей Чаплина. Сам он появился в эпизодической роли. Картина, несмотря на звёздный состав, оказалась неудачной, провалилась в прокате, а ее создатель обратился к написанию мемуаров и времени с семьей — четвёртой жене Уне О'Нил и детям. Фото: kinozon.tv Снова Чаплин оказался в США лишь в 1972 году по краткосрочной визе ради церемонии вручения премии Оскар. Он сорвал двенадцатиминутные овации и получил радушный приём в изменившейся в семидесятые годы прошлого века Америке. У него было немало премий и даже титул. Актёр был награждён Международной премией Мира в 1954 году, а в 1965 стал лауреатом премии Эразма. Был удостоен и трёх Оскаров: в 1929, 72 и 73 годах. В 1975 получил титул сэра — Елизавета II посвятила его в рыцари. Чарли Чаплин умер 25 декабря 1977 года во сне, в окружении любящей семьи. Похоронен на кладбище города Веве. Но его история живёт и продолжается — в гениальных кинокартинах, смешных, трогательных, грустных, человечных, в простых историях о вечных истинах, волнующих людей во все времена.