Михаил Довженко: «Радио делает людей настоящими»

Ещё 15 лет назад Михаил Довженко не планировал заниматься кино, но очень любил смотреть классические фильмы. Будучи ещё со школы большим поклонником многотомников Чехова, Болгакова и других классиков, Довженко решил пересмотреть «собрание сочинений» режиссёров. Так для него открылись Феллини, Антониони, фон Триер, Данелия, Хуциев, Шпаликов и многие другие. Теперь он сам дебютирует в режиссёре и считает, что для постановщика в первую очередь важно иметь биографию и уметь её рассказывать. — Почему вы обратились к теме радио? — Почему-то многими радио воспринимается как нечто, что вот-вот умрет. Но как абсолютно правильно говорит персонаж Евгения Маргулиса: «Радио — как таракан. Выживет там, где все остальные сдохнут. В случае ядерного взрыва что останется? Останутся тараканы, радио и рок-н-ролл». И радио до сих пор чем-то манит, привлекает его непохожесть, тайна. Телевидение открывается сразу и хочет купить зрителя. А радио ничего не хочет от слушателя и потому остается загадкой. — Почему вы выбрали жанр киноальманаха? — В наше время зритель привык к клиповому восприятию информации. Он живет активной жизнью и часто не находит времени, чтобы подготовиться к большому полотну. Короткие истории, равно как и полнометражный фильм, способны донести любой смысл до зрителя, разница лишь в том, что альманах может вместить несколько сюжетов и раскрыть тему с разных, диаметрально противоположных сторон. «Короткие волны» — В чем сложность в работе над альманахом? Сложнее ли он, чем полный метр, который предполагает одну сюжетную линию? — В каждой форме есть свои сложности, свои преимущества. В случае с альманахом ты должен придумать не один большой фильм, а потом очень долго его разжевывать и укладывать в нужный хронометраж. Если тебе есть, что сказать, — то ты можешь это сказать не за полтора часа, а за 15 минут. Усилий для того, чтобы придумать сюжет короткого метра нужно ровно столько же, сколько для придумывания полного метра. Отличие в том, что короткий метр ставит задачу выразить идею в одном предложении, а это достаточно сложно, нежели, например, рассказать историю в 10-ти предложениях. Это похоже на рекламу, когда нужно в одной фразе выразить все, что нужно для покупателя. В этом смысле у нас очень точный слоган «Источник сигнала — сердце», придуманный, кстати, 19-летним студентом Даниэлем Аврутиным, который только начинает заниматься рекламой. — В чем же посыл? — Все пять историй несмотря на то, что они про разное, сняты в разном жанре, говорят все об одном — о том, что радио транслирует нашу «настоящесть» вовне. Радио делает людей настоящими. Как лакмусовая бумажка, сквозь которую видна наша суть. И мне нравится эстетика радиоэфира, в котором, как говорит один из персонажей фильма «тебя никто не видит, зато все слышат». На радио проявляются очень интересные человеческие качества, которые мне хотелось показать в фильме. — И какие же это качества? — Например, героиня из новеллы «Пока нет», которую играет Северия Янушаускайте, вынуждена совмещать свой гротескный образ в радиоэфире и трагическое существование в реальной жизни. В новелле «Шредер» слушатели проявляются как управляемая масса, которую можно использовать для решения споров. В новелле «Радиорубка», когда исчезает интернет, люди понимают, что они давно забыли, что существует радио. Они начинают общаться посредством радио, после чего открываются с новых сторон. «Короткие волны» — Съемочный период был долгим? — Съемки длились несколько лет, просто потому что каждая новелла снималась в новой локации — в России, Латвии, Франции. Процесс подстраивался под время года, графики актеров. Между съемками каждой истории были длительные промежутки. Но сами новеллы снимали быстро, каждая была снята примерно за 4 смены. — Каково дебютанту работать с таким количеством профессионалов на площадке? Имея большой опыт работы на телевидении в качестве телеведущего, я представлял работу на съемочной площадке. Большой опыт журналистом в качестве обозревателя кинофестивалей дал мне возможность знакомства со многими актерами и продюсерами. Плюс я принимал участие в фильмах как актер. Например, на съемках у режиссера Клима Шипенко в фильме «Как поднять миллион» я нашел своего режиссёра монтажа Тима Павелко, с которым не расстаюсь с тех пор. Поэтому у меня не было никогда ни с кем отношений «начинающий режиссер и звезды». Мы все уже давно перезнакомились и, имея дружеские отношения, работали очень доверительно и легко. Михаил Довженко / фото: Мария Попова — Кто вас поддерживал на начальных этапах? Я очень благодарен продюсеру Сергею Корнихину, он поддержал меня, когда в 2014 году я начинал снимать свою первую короткометражку. Сергей дал мне поверить в себя, показав, что с профессионалами в команде можно и нужно затевать что угодно. — Но помимо профессиональной группы, в вашем фильме снялось достаточно много непрофессиональных актеров. Было легко или сложно работать с такими людьми? В фильме достаточно много людей, которые не имеют профильного актерского образования. И такие люди мне интересны в первую очередь. Алкоголика в электричке сыграл известный игрок «Что? Где? Когда?», обладатель приза «Хрустальная сова» Сергей Царьков, выпивоху в баре — еще один игрок «Что? Где? Когда?» Борис Еремин. Дарья Сметанина, ведущая прогноза погоды, сыграла в эпизоде, где женщина в электричке критикует ведущих прогноза погоды. Мои дети Яша и Яна и их мама Полина Левина также появились в кадре. Мне нравится работать с непрофессиональными актерами, потому что всегда интересно предлагать обстоятельства, которые для них характерны и наблюдать, как они в этих обстоятельствах будут проявляться. Если у человека есть личная история, то за ней очень интересно наблюдать. Гораздо интереснее, чем эту же историю будут пытаться изобразить актеры. Михаил Довженко / фото: Мария Попова — А не страшно было, что непрофессиональные актеры не справятся? — Не страшно. Очень много примеров в мировом кино, когда приглашаются непрофессиональные актеры. Я очень благодарен всем, кто решился поучаствовать в моей авантюре и открыть в себе актера. Пока недовольных отзывов от них не слышал (смеется). — Какие фильмы вас вдохновляли? — На создание новеллы «Шредер» меня вдохновил реальный эфир, произошедший на радио Серебряный дождь в программе у Алекса Дубаса, который в фильме играет самого себя. Новелла «Пока нет», мне кажется, косвенно перекликается по сюжету и интонации с фильмом Ларса фон Триера «Рассекая волны». Если говорить о радио, для меня особым фильмом является «Доброе утро, Вьетнам». Мне нравится, как там передается романтика, эстетика радио. А вообще про радио, конечно, очень много фильмов, например, замечательная история любви в фильме «Неспящие в Сиэтле» или сделанный в рок-н-рольной стилистике фильм «На волне». — И напоследок, какие у вас планы? — Планы есть, но пока они не реализуются, рассказывать не хочется. А вот из недавно реализованного — есть две театральные постановки, в которых я впервые попробовал себя в качестве театрального режиссёра. Первый — это спектакль «GEORGE» о любви Фредерика Шопена и Жорж Санд, премьера которого состоялась в ноябре 2018 года в Лондоне. В нём задействован прекрасный актёр Артём Ткаченко и уникальная пианистка мирового уровня Басиния Шульман. Это очень важный для меня новый опыт, в котором мне довелось в рабочем режиме прикоснуться к узнаванию классической музыки, исполняемой музыкантом такой величины. Ведь для того, чтобы правильно понимать и слышать классику необходим правильный «проводник». И Басиния является одним из лучших. Вторая постановка — «Шесть чувств», основанная на смешении классической музыки и любовной поэзии XX века. В ней к компании Артёма Ткаченко и Басинии Шульман присоединилась замечательная скрипачка Елена Ревич. Так что, идей и людей, с кем их можно реализовывать — много.

Михаил Довженко: «Радио делает людей настоящими»
© Киноафиша