Ещё
Люди в черном: Интернэшнл
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Игра
Триллер
Купить билет
Унесённые призраками
Мультфильм, Приключение, Аниме
Купить билет
Люди Икс: Тёмный феникс
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Ма
Триллер, Ужасы
Купить билет
Джон Уик 3
Боевик, Триллер
Купить билет
Боль и слава
Драма
Купить билет
Годзилла 2: Король монстров
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Гори, гори ясно
Фантастика, Ужасы, Драма
Купить билет
Рокетмен
Биография, Драма, Музыкальный
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет
Покемон. Детектив Пикачу
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Донбасс. Окраина
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Обитель страха
Вестерн, Ужасы
Купить билет
В метре друг от друга
Мелодрама
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Куриоса
Исторический, Мелодрама
Купить билет
Отпетые мошенницы
Комедия
Купить билет

Михаил Довженко: «Радио делает людей настоящими» 

Фото: Киноафиша
Ещё 15 лет назад Михаил Довженко не планировал заниматься кино, но очень любил смотреть классические фильмы. Будучи ещё со школы большим поклонником многотомников Чехова, Болгакова и других классиков, Довженко решил пересмотреть «собрание сочинений» режиссёров. Так для него открылись Феллини, Антониони, фон Триер, Данелия, Хуциев, Шпаликов и многие другие. Теперь он сам дебютирует в режиссёре и считает, что для постановщика в первую очередь важно иметь биографию и уметь её рассказывать.
— Почему вы обратились к теме радио?
— Почему-то многими радио воспринимается как нечто, что вот-вот умрет. Но как абсолютно правильно говорит персонаж Евгения Маргулиса: «Радио — как таракан. Выживет там, где все остальные сдохнут. В случае ядерного взрыва что останется? Останутся тараканы, радио и рок-н-ролл». И радио до сих пор чем-то манит, привлекает его непохожесть, тайна. Телевидение открывается сразу и хочет купить зрителя. А радио ничего не хочет от слушателя и потому остается загадкой.
— Почему вы выбрали жанр киноальманаха?
— В наше время зритель привык к клиповому восприятию информации. Он живет активной жизнью и часто не находит времени, чтобы подготовиться к большому полотну. Короткие истории, равно как и полнометражный фильм, способны донести любой смысл до зрителя, разница лишь в том, что альманах может вместить несколько сюжетов и раскрыть тему с разных, диаметрально противоположных сторон.
«Короткие волны»
— В чем сложность в работе над альманахом? Сложнее ли он, чем полный метр, который предполагает одну сюжетную линию?
— В каждой форме есть свои сложности, свои преимущества. В случае с альманахом ты должен придумать не один большой фильм, а потом очень долго его разжевывать и укладывать в нужный хронометраж. Если тебе есть, что сказать, — то ты можешь это сказать не за полтора часа, а за 15 минут.
Усилий для того, чтобы придумать сюжет короткого метра нужно ровно столько же, сколько для придумывания полного метра. Отличие в том, что короткий метр ставит задачу выразить идею в одном предложении, а это достаточно сложно, нежели, например, рассказать историю в 10-ти предложениях. Это похоже на рекламу, когда нужно в одной фразе выразить все, что нужно для покупателя. В этом смысле у нас очень точный слоган «Источник сигнала — сердце», придуманный, кстати, 19-летним студентом Даниэлем Аврутиным, который только начинает заниматься рекламой.
— В чем же посыл?
— Все пять историй несмотря на то, что они про разное, сняты в разном жанре, говорят все об одном — о том, что радио транслирует нашу «настоящесть» вовне. Радио делает людей настоящими. Как лакмусовая бумажка, сквозь которую видна наша суть. И мне нравится эстетика радиоэфира, в котором, как говорит один из персонажей фильма «тебя никто не видит, зато все слышат». На радио проявляются очень интересные человеческие качества, которые мне хотелось показать в фильме.
— И какие же это качества?
— Например, героиня из новеллы «Пока нет», которую играет Северия Янушаускайте, вынуждена совмещать свой гротескный образ в радиоэфире и трагическое существование в реальной жизни. В новелле «Шредер» слушатели проявляются как управляемая масса, которую можно использовать для решения споров. В новелле «Радиорубка», когда исчезает интернет, люди понимают, что они давно забыли, что существует радио. Они начинают общаться посредством радио, после чего открываются с новых сторон.
«Короткие волны»
— Съемочный период был долгим?
— Съемки длились несколько лет, просто потому что каждая новелла снималась в новой локации — в России, Латвии, Франции. Процесс подстраивался под время года, графики актеров. Между съемками каждой истории были длительные промежутки. Но сами новеллы снимали быстро, каждая была снята примерно за 4 смены.
— Каково дебютанту работать с таким количеством профессионалов на площадке?
Имея большой опыт работы на телевидении в качестве телеведущего, я представлял работу на съемочной площадке. Большой опыт журналистом в качестве обозревателя кинофестивалей дал мне возможность знакомства со многими актерами и продюсерами. Плюс я принимал участие в фильмах как актер. Например, на съемках у режиссера Клима Шипенко в фильме «Как поднять миллион» я нашел своего режиссёра монтажа Тима Павелко, с которым не расстаюсь с тех пор. Поэтому у меня не было никогда ни с кем отношений «начинающий режиссер и звезды». Мы все уже давно перезнакомились и, имея дружеские отношения, работали очень доверительно и легко.
Михаил Довженко / фото: Мария Попова
— Кто вас поддерживал на начальных этапах?
Я очень благодарен продюсеру Сергею Корнихину, он поддержал меня, когда в 2014 году я начинал снимать свою первую короткометражку. Сергей дал мне поверить в себя, показав, что с профессионалами в команде можно и нужно затевать что угодно.
— Но помимо профессиональной группы, в вашем фильме снялось достаточно много непрофессиональных актеров. Было легко или сложно работать с такими людьми?
В фильме достаточно много людей, которые не имеют профильного актерского образования. И такие люди мне интересны в первую очередь. Алкоголика в электричке сыграл известный игрок «Что? Где? Когда?», обладатель приза «Хрустальная сова» Сергей Царьков, выпивоху в баре — еще один игрок «Что? Где? Когда?» Борис Еремин. Дарья Сметанина, ведущая прогноза погоды, сыграла в эпизоде, где женщина в электричке критикует ведущих прогноза погоды. Мои дети Яша и Яна и их мама Полина Левина также появились в кадре. Мне нравится работать с непрофессиональными актерами, потому что всегда интересно предлагать обстоятельства, которые для них характерны и наблюдать, как они в этих обстоятельствах будут проявляться. Если у человека есть личная история, то за ней очень интересно наблюдать. Гораздо интереснее, чем эту же историю будут пытаться изобразить актеры.
Михаил Довженко / фото: Мария Попова
— А не страшно было, что непрофессиональные актеры не справятся?
— Не страшно. Очень много примеров в мировом кино, когда приглашаются непрофессиональные актеры. Я очень благодарен всем, кто решился поучаствовать в моей авантюре и открыть в себе актера. Пока недовольных отзывов от них не слышал (смеется).
— Какие фильмы вас вдохновляли?
— На создание новеллы «Шредер» меня вдохновил реальный эфир, произошедший на радио Серебряный дождь в программе у Алекса Дубаса, который в фильме играет самого себя. Новелла «Пока нет», мне кажется, косвенно перекликается по сюжету и интонации с фильмом Ларса фон Триера «Рассекая волны». Если говорить о радио, для меня особым фильмом является «Доброе утро, Вьетнам». Мне нравится, как там передается романтика, эстетика радио. А вообще про радио, конечно, очень много фильмов, например, замечательная история любви в фильме «Неспящие в Сиэтле» или сделанный в рок-н-рольной стилистике фильм «На волне».
— И напоследок, какие у вас планы?
— Планы есть, но пока они не реализуются, рассказывать не хочется. А вот из недавно реализованного — есть две театральные постановки, в которых я впервые попробовал себя в качестве театрального режиссёра. Первый — это спектакль «GEORGE» о любви Фредерика Шопена и Жорж Санд, премьера которого состоялась в ноябре 2018 года в Лондоне. В нём задействован прекрасный актёр Артём Ткаченко и уникальная пианистка мирового уровня Басиния Шульман. Это очень важный для меня новый опыт, в котором мне довелось в рабочем режиме прикоснуться к узнаванию классической музыки, исполняемой музыкантом такой величины. Ведь для того, чтобы правильно понимать и слышать классику необходим правильный «проводник». И Басиния является одним из лучших. Вторая постановка — «Шесть чувств», основанная на смешении классической музыки и любовной поэзии XX века. В ней к компании Артёма Ткаченко и Басинии Шульман присоединилась замечательная скрипачка Елена Ревич. Так что, идей и людей, с кем их можно реализовывать — много.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео