Канны-2019: Гид по конкурсной программе

В день объявления основной программы рассказываем подробно, какие картины займут внимание кинокритиков с 14 по 25 мая 2019 года. «Мёртвые живые мертвецы» / The Dead Don’t Die, режиссёр Джим Джармуш «Мёртвые живые мертвецы» Канны откроются тринадцатым фильмом Джима Джармуша, который еще с середины 1980-х является завсегдатаем фестиваля. Это девятая картина режиссёра, которая участвует в конкурсе (ранее Джармуш привозил фильмы «Более странно, чем в раю», «Вне закона», «Таинственный поезд», «Мертвец», «Пёс-призрак: Путь самурая», «Сломанные цветы», «Выживут только любовники» и «Патерсон»). «Мёртвые» - омаж фильмам Джорджа Ромеро, а также всему кинематографу. По сюжету мирный американский городок становится объектом нападения полчищ зомби. Трое полицейских и сотрудница морга, странноватая дама из Шотландии (конечно же Тильда Суинтон) действуют вместе, чтобы управиться с нечистью. Впрочем, среди нежити жители городка, а убивать своих, пусть и мёртвых, всегда нелегко. В фильме снимались: Адам Драйвер. Билл Мюррей, Хлоя Севиньи, Селена Гомес, Стив Бушеми, Калеб Лэндри Джонс, Дэнни Гловер, а также Том Уэйтс и Игги Поп. Universal выпустит фильм в России уже 11 июля. «Атлантика» / Atlantique, режиссёрка Мати Диоп Кадр из фильма Мати Диоп Atlantiques Дочь джазового музыканта сенегальского происхождения Васиса Диопа, Мати Диоп родилась в Париже в 1982-м году, сыграла у Клер Дени в «35 стопках рома» и как режиссер сняла несколько успешно прошедших по фестивалям короткометражек, в том числе полудокументальную «Атлантику» (2009), в которой юноша из портового Дакара, сидя у костра, рассказывает товарищам о морских путешествиях. Диоп войдёт в историю, как первая за всю многолетнюю историю Канн темнокожая постановщица, чей фильм попал в конкурсную программу. Оригинальное название полнометражного дебюта Диоп отличается от названия короткого метра на одну букву (Atlantiques и Atlantique), но больше о нём ничего не известно. «Боже мой!» / Oh, Mercy!, режиссёр Арно Деплешен Леа Сейду в фильме Арно Деплешена Отрабатывающий французскую квоту, Деплешен регулярно появляется в Каннах. В 2017-м году его невнятные «Призраки Исмаэля» открывали фестиваль, погрузив в лёгкую летаргию и уныние прибывшую на Лазурный берег прессу. Теперь он расскажет историю начальника полиции, работающего в Рубе (родина Деплешена) на севере Франции. Жестоко убита пожилая женщина, и судя по всему, дело будет непростым. В ролях: Леа Сейду, Сара Форестье, Рошди Зем и Антуан Райнарц. «Боль и слава» / Pain & Glory, режиссёр Педро Альмодовар «Боль и слава» Педро Альмодовар два года назад возглавлял Каннское жюри, а в 2016-м приезжал на Круазетт с «Джульеттой». Его новая лента – полубиографическая драма о вымышленном режиссёре Сальвадоре Малло (Антонио Бандерас), чьи лучшие годы уже позади. Он вспоминает, как в 1960-х семья в поисках лучшей жизни переехала в Патерну; своё сексуальное пробуждение; свои отношения с матерью; свою первую настоящую любовь, встреченную в Мадриде в 1980-х. Несмотря на кажущуюся биографичность, сюжет Альмодовара перекликается с классикой Федерико Феллини «Восемь с половиной». В фильме также снимались Пенелопа Крус и Хульета Серрано. «Боль и слава» уже вышла в испанский прокат и заработала положительные отзывы критиков плюс 4 млн евро. «Должно быть, это рай» / It Must Be Heaven, режиссёр Элиа Сулейман «Должно быть, это рай» Автор из Назарета, главный палестинский фаворит Каннского фестиваля, в 2002-м Сулейман году получил Приз жюри за трагикомедию «Божественное вмешательство». «Должно быть, это рай» — его третий фильм в основном конкурсе. Как и в других своих фильмах (например, в новелле из альманаха «Каждому свое кино», 2007), он снова играет сам себя — режиссера из частично признанного государства, который скитается по миру в поисках новой родины. «Малыш Джо» / Little Joe, режиссёрка Джессика Хауснер «Малыш Джо» Спустя пять лет после показанной в «Особом взгляде» «Безумной любви», рассказывающей о двойном самоубийстве поэта фон Клейста и его смертельно больной приятельницы, австрийская режиссёрка Джессика Хауснер возвращается в Канны — и на этот раз представляет свой фильм уже в основном конкурсе. «Малыш Джо» — ее первая англоязычная работа (главные роли сыграли Эмили Бичам и Бен Уишоу) и вторая после раннего «Отеля» (2004), вылазка на территорию хоррора. Героиня «Джо» работает в компании, разработавшей терапевтический сорт цветов; забрав одно из растений домой, в подарок сыну, женщина скоро начинает замечать разные странности. «Маттиас и Максим» / Matthias & Maxime, режиссёр Ксавье Долан «Маттиас и Максим» Канадский режиссёр Ксавье Долан в этом году отметил 30-летие и, наверное, больше не будет именоваться вундеркиндом в статьях о своих фильмах. Канны очень любят Долана: его дебют «Я убил свою маму» показывали в секции «Двухнедельник режиссёров», затем канадец перебрался в «Особый взгляд» с «Воображаемой любовью» и оставался там до третьего фильма включительно («И всё же Лоранс»). В настоящий конкурс он попал только с «Томом на ферме», но в Венеции, после чего снова вернулся в Канны с триумфальной «Мамочкой» (приз жюри) и менее удачной лентой «Это всего лишь конец света», за которую получил Гран-при жюри. Хождение Долана в англоязычное кино оказалось провальным: «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» хоть и может похвастаться великолепной игрой Кита Харингтона и Натали Портман, оказался излишне мелодраматичным и прошёл практически незаметно в рамках кинофестиваля в Торонто. Восьмой фильм канадского режиссёра станет его шестым проектом в Каннах. Описание пока скупо: в центре сюжета группа друзей, которым уже под тридцать. Отчасти это биографическая картина для Долана – он играет одну из главных ролей, а его герой исследует собственную сексуальность. Фильм куплен для российского проката компанией «Русский репортаж». «Молодой Ахмед» / Le jeune Ahmed, режиссёры братья Дарденн «Молодой Ахмед» Восьмой фильм братьев Дарденн, двукратных обладателей «Золотой пальмовой ветви», в каннском конкурсе. Человеческая драма на фоне современных социальных условий Европы — основной мотив их кинематографа, и на этот раз они берутся за по-настоящему злободневную тему: герой, живущий в Бельгии мусульманский подросток, склоняется к экстремизму и вынашивает план убить учительницу. «Ночной ястреб» / Bacurau, режиссёры Клебер Мендонса Фильо и Жулиано Дорнеллес Соня Брага заразительно смеётся на съёмках «Ночного ястреба» Внезапный Удо Кир и куда более ожидаемая Соня Брага в истории о режиссёре, который отправляется в глубинку Бразилии, чтобы снять документальный фильм. В деревеньке, где останавливается герой, умирает старейшая жительница, 144-летняя Кармелита. После её смерти среди жителей начинается разброд и шатание, поскольку выясняется, что у всех свои секреты. В предыдущем фильме бразильца Фильо «Водолей» Брага играла женщину, которую пытаются выдворить из дома, где она живёт. Картина вошла в конкурс Канн в 2016 году, была хорошо принята критиками, но осталась без призов. Теперь Фильо приезжает с проектом, который снимал в соавторстве с художником-постановщиком Жулиано Дорнеллесом. «Озеро диких гусей»/ Nan Fang Che Zhan De Ju Hui, режиссёр Дяо Инань «Озеро диких гусей» Дяо Инань на пять лет исчез с киногоризонта после того, как в Берлине «Золотого медведя» взял его фильм «Чёрный уголь, тонкий лёд». Нуарный триллер о детективе, расследующем преступления на Севере Китая в конце 1990-х, был не только крепким жанровым фильмом, но ярким высказыванием о современных проблемах страны. Новый фильм китайского режиссёра расскажет историю мужчины и женщины. Он – лидер опасной банды байкеров. Она – проститутка, готовая на всё, чтобы вернуть себе свободу. Герои знакомятся, когда он пускается в бега, пытаясь избежать кровавых бандитских разборок, начавшиеся среди членов его команды. Оба загнаны в тупик, но они понимают друг друга и готовы пойти на риск. В картине снимались: Ляо Фань, получивший приз в Берлине за роль в «Чёрном угле», Ху Гэ, Квай Луньмэй и Реджина Вань. «Паразиты» / Gisaengchung, режиссёр Пон Джун-хо «Паразиты» Можно заранее представить, на какие вопросы будет отвечать корейский постановщик на пресс-конференции в Каннах. Скорее всего, многие будут связаны с Netflix, поскольку свой предыдущий фильм Пон Джун-хо снимал для стриминг-гиганта. «Окча» показывалась в рамках Каннского фестиваля в 2017 году, вызвав гнев прессы. Появление фильмов Netflix вылилось в крестовый поход против компании, и в итоге их проекты больше не участвуют в Каннах. О чём повествует новый фильм режиссёра «Матери» и «Сквозь снег», сказать трудно. Сюжет ограничивается скупой фразой: семья безработных намерена решить свои проблемы за счет другой семьи, обеспеченной. Однако события принимают неожиданный оборот. Режиссёр уверяет, что несмотря на название, в фильме нет никаких пришельцев или настоящих паразитов. Для Пона Джун-хо картина станет первым за последние 10 лет фильмом, снятым на корейском языке. Фильм куплен для российского проката компанией ПРОвзгляд. «Портрет молодой дамы в огне» / Portrait de la jeune fille en feu, режиссёрка Селин Скьямма «Портрет молодой дамы в огне» Интеллектуалка, эстетка, исследовательница женской природы и гендерных противоречий Селин Скьямма две из трех своих предыдущих полнометражных работ представляла в Каннах: «Водяные лилии» (2007) в «Особом взгляде», «Девичество» (2014) в «Двухнедельнике режиссеров» («Сорванец» в 2011-м получил гей-приз Teddy в Берлине). «Портрет молодой дамы в огне» — первый костюмный фильм режиссерки: действие происходит в XVIII веке, главная героиня, молодая художница, пишет свадебный портрет знатной дамы и в процессе сближается со своей моделью. В картине сыграли муза Скьямма Адэль Энель, Ноэми Мерлан и итальянская актриса Валерия Голино. «Предатель» / Il Traditore, режиссер Марко Беллокьо «Предатель» Новый фильм почти восьмидесятилетнего Белоккьо, активно работающего ветерана итальянского кино, который дебютировал одновременно с недавно ушедшим Бернардо Бертолуччи и вместе с ним получил благословение от Пазолини. Это седьмой фильм Белоккьо в каннском конкурсе, но официальных призов у него до сих пор не было. Картина основана на реальных событиях и рассказывает историю гангстера Томмазо Бускетты (его играет Пьерфранческо Фавино), показания которого в 1980-х дали старт масштабной акции против сицилийской мафии. «Простите, мы скучали» / Sorry We Missed You, режиссер Кен Лоуч «Простите, мы скучали» Еще один ветеран мирового кинематографа, левый гуманист Кен Лоуч, впервые приехал в Канны еще в конце 1970-х, но обе свои Золотые пальмы получил в XXI веке — за «Ветер, который качает вереск» (2006) и за «Я, Даниэл Блэк» (2016). В картине, сценарий которой снова написан в соавторстве с Полом Лаверти, рассказывается история семьи, после кризиса 2008-го года вылезающей из долговой ямы. «Свистуны» / The Whistlers, режиссер Корнелио Порумбою «Свистуны» Корнелио Порумбою, автор самых изысканных и остроумных фильмов румынской новой волны, побывал на всех этажах каннской иерархии: в 2004-м получил один из призов программы Cinéfondation за короткометражку, в 2006-м «Золотую камеру» за «12:08 к востоку от Бухареста», дважды побывал в «Особом взгляде» и наконец добрался до конкурса. Главную роль играет Влад Иванов («4 месяца, 3 недели и 2 дня», «Счастье мое») — его герой, румынский полицейский, приезжает на Канарские острова, чтобы выучить язык птиц и вытащить из тюрьмы знакомого, знающего, где спрятаны деньги мексиканской мафии. Фильм куплен для российского проката компанией «Русский репортаж». «Сибил» / Sibyl, режиссёр Жюстин Трие «Сибил» Дебютный фильм Трие «Возраст паники» показывали в Каннах чуть ли не на обочине – в программе ACID, куда редко доходит нога иностранного журналиста, поскольку она представляет собой выставку достижений французского кинопрома. Однако в итоге фильм номинировался на престижную премию «Сезар» как лучший дебют в 2014-м (проиграла) и уже спустя два года, Жюстин Трие поднялась вверх по каннской лестнице, но не в зал «Люмьер», где демонстрируются фильмы конкурса. Её ромком «В постели с Викторией» показывали в рамках программы «Неделя критики», и на «Сезар» было целых пять номинаций - фильм, сценарий, актриса (Виржини Эфира) и актёр второго плана (Мельвиль Пупо и Венсан Лакост). Картина даже добралась до российских экранов. У «Сибил» впечатляющий актёрский состав. Уже знакомая всем Виржини Эфира, а также Адель Экзаркопулос, Гаспар Ульель и немка Сандра Хюллер. Сибил – измученная психотерапевтка, вернувшаяся к занятию своей мечты: писательству. Однако новая пациентка, начинающая актриса по имени Марго, становится для Сибил настоящим источником вдохновения. Она начинает всё больше и больше втягиваться в жизнь девушки, пробуждая неприятные воспоминания и сталкиваясь с демонами прошлого. Фильм куплен для российского проката компанией Russian World Vision. «Тайная жизнь» / A Hidden Life, режиссёр Терренс Малик «Тайная жизнь» Возвращение Терренса Малика в Канны спустя восемь лет после того, как «Древо жизни» получило «Золотую пальмовую ветвь». За это время режиссёр успел снять несколько фильмов самого разного толка («К чуду», «Рыцарь кубков», «Между нами музыка») и вырезать из них множество актёров (шутка). Ранее называвшийся «Радегунд», новый фильм режиссёра-затворника был заявлен ещё летом 2016-го, когда Малик отправился в Германию на студию Babelsberg снимать его. С тех пор лента провела два года в пост-продакшене, и что получилось, не могут сказать даже актёры, снимавшиеся в нём. В основе фильма – жизнь австрийца Франца Егерштеттера, мученика римско-католической церкви, казнённого гитлеровцами в 1943 году за отказ служить в нацистской армии. Егерштеттера играет Аугуст Диль, известный российским зрителям по фильму Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки». Также в картине задействованы Маттиас Шонартс и Юрген Прохнов. «Тайная жизнь» стала одной из последних работ шведа Микаэла Нюквиста и немца Бруно Ганца, ушедших из жизни в 2017 и 2019 годах. «Фрэнки» / Frankie, режиссер Айра Сакс «Фрэнки» Открытый гей Айра Сакс — третий после Джармуша и Малика американский конкурсант в Каннах, его фильм, впрочем, снят в португальском городе Синтра, и помимо американцев Марисы Томей и Грега Киннера в нем сыграли европейцы Изабель Юппер, Паскаль Греггори, Жереми Ренье и Брендон Глисон. В фильме рассказывается о нескольких поколениях одной семьи, которые съехались в Португалию для совместного отдыха.

Канны-2019: Гид по конкурсной программе
© Киноафиша