Ещё

Дневники ММКФ-2019: картины о светлой грусти «для тех, кто остался» 

Дневники ММКФ-2019: картины о светлой грусти «для тех, кто остался»
Фото: ИД "Собеседник"
Sobesednik.ru — о фильмах из Италии, Франции и Якутии, посвященных теме памяти и скорби, на 41-м ММКФ. «Надо мною солнце не садится» (Любовь Борисова, Россия)
Кадр из фильма «Надо мною солнце не садится» // Фото: скриншот с YouTube
«Местечковая» тема в фестивальном кино ныне очень приветствуется: чем отдаленней от мегаполисов будет развиваться действие картины, тем (зачастую) лучше ее примет искушенная публика. «Надо мною солнце не садится» режиссера-дебютанта Любови Борисовой — как раз из таких. Якутия, море Лаптевых, небольшой островок с песцовой фермой — вот локация фильма. Главный герой, юный видеоблогер Алтан, поссорившись с отцом из-за разговора о некогда погибших матери и бабушке, отправляется на Крайний Север, где ему предстоит провести целый месяц в гордом одиночестве, присматривая за живущими в клетках зверьками. Однако на острове Алтан оказывается не один — пожилой сосед Байбал приходит к юноше с необычной просьбой и рассказывает трогательную историю о гибели собственной семьи. Эксплуатируя важные темы памяти, связи поколений и вневременности любви, эта лента местами использует чересчур примитивные средства воздействия на зрителя, что и делает ее далеко не плохой, но одной из двух наиболее «зрительских» картин в программе основного конкурса ММКФ. Трогательная закадровая музыка, сентиментальные сцены съемок видеоблога Алтана и Байбала, в которых киновоплощения «мудрости» и «юности» обмениваются знаниями, надеждами и взглядами на основы бытия, а также каст одного из двух главных героев — вызывающего умиление сочетанием опыта и наивности старца, роль которого исполняет , — призваны играть на струнах нашего восприятия, провоцируя слезный потоп в зрительном зале. И пусть, по словам самой Любови Борисовой, все та же музыка играет в картине драматургическую роль, поскольку сценарий ленты отчасти написан под впечатлением от прослушивания основного саундтрека, такая манипуляция эмоциями зрителя почти не оставляет пространства для интерпретаций. В фильме все буквально — и здесь кроется главный недостаток этой, безусловно, снятой с душой и талантом картины. «Она смеется» (Валерио Мастандера, Италия)
Кадр из фильма «Она смеется» // Фото: скриншот с YouTube
Еще одна лента, посвященная, согласно финальным титрам, «тем, кто остался», повествует о 24 часах из жизни матери и сына перед похоронами их мужа и отца. В мире, где любовь и смерть стали объектом для экспулатации массовой культуры, а форма поведения понесшего утрату человека навязывается обществом, главной героине — эмансипированной, утонченной Каролине — становится неуютно. Потеряв мужа, она впадает в апатию и не может заплакать: круглые сутки героиня проводит за подготовкой похорон и, как лишенное чувств инопланетное существо, пытается понять, почему же лишь у совершенно посторонних ее мужу людей получается по-настоящему скорбеть о его кончине. «Когда меня спрашивают, как там мама, мне хочется ответить: „Она смеется“», — обиженно говорит ее сын Бруно, также глубоко по-своему переживающий смерть собственного отца. Именитый итальянский актер Валерио Мастандера, известный широкой публике по фильму , решил посвятить свою первую режиссерскую работу опыту самого сильного переживания, которое рано или поздно обязательно произойдет в жизни каждого человека. Очень тонко и выверенно итальянец ходит на грани трагедийного и комедийного, не боясь заставить зрителя посмеяться вместе со своей героиней, которая, запасшись носовыми платками и включив любимую песню мужа, начинает подпевать и приплясывать. Музыка в картине, кстати, играет довольно часто и преимущественно в голове у Каролины. Знакомые большинству англоязычные хиты пусть и не служат раскрытию сюжета и выдаливанию лишней порции слез из зрителя, как это было в предыдущей ленте, однако позволяют понять характер переживаний героев.
Пресс-конференция фильма «Она смеется» // Фото: Sobesednik.ru Интимность поднимаемых в ленте вопросов подчеркивается ее камерностью, замкнотостью хронотопа — большая часть действия происходит в квартире главных героев и умещается в сутки перед похоронами. Замечательные и совсем не бьющие в глаза визуальные метафоры, пролеты камеры через дверные проемы и большое количество крупных планов позволяют Валерио Мастандере передать весь спектр чувств героев. А финальный кадр, в котором Каролина и Бруно поднимают глаза в зрительный зал, разрушая четвертую стену и отсылая к Годару, заставляет поежиться на стуле при мысли: это «кино» рано или поздно случится со всеми. «Медовый месяц в Згеже» (Элиз Отценбергер, Франция)
Кадр из фильма «Медовый месяц в Згеже» // Фото: скриншот с YouTube
Легкая и ненавязчивая французская комедия о памяти и Холокосте. Парадокс? Только не для актрисы Элиз Отценбергер, решившей дебютировать в качестве режиссера с такой необычной картиной. Ее герои Анна и Адам — молодая семейная пара парижан с еврейскими корнями, решившие передохнуть от вечных криков первенца в путешествии. К несчастью для Адама, напористая супруга выбирает не самую романтическую локацию для отпуска — Польша, места массовой расправы над евреями в годы Холокоста. Пройти тропами погибших и пропавших без вести Анну тянет дух ее покойной бабушки, пережившей эти тяжелые события и эмигрировавшей во Францию с непреодолимым желанием перестать быть польской еврейкой. Внукам же приходится по крупицам собирать оставшиеся сведения, чтобы хоть на миллиметр приблизиться к пониманию своей природы, своих давно канувших в Лету в концлагерях корней.
Пресс-конференция картины «Медовый месяц в Згеже» // Фото: Sobesednik.ru Другое дело, что «Медовый месяц в Згеже» — все-таки комедия. С легкостью и невозмутимостью режиссер и актеры рассказывают свою историю поисков потерянной памяти, комические моменты в которой запросто сменяются почти трагедийными кадрами расхищенного вандалами еврейского кладбища в Згеже. Юмор здесь высокую тему не опошляет и не снижает, напротив — именно он позволяет на уровне контраста описать то, что кажется невыразимым, без демонстрации искалеченных тел, крайних проявлений антисемитизма и кровоточащих ран истории. Голая земля на месте, где когда-то стоял дом предков — вот самая трагическая метафора фильма, которая мгновенно оттеняется оптимистическим финалом картины, где сразу три поколения евреев смотрят в светлое будущее через сверкающее окно своей парижской квартиры.
Дневники ММКФ-2019: Антониони по-ирански и казахский фильм об идентичности
Видео дня. Чем напугал фильм Ромма атомную промышленность СССР
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео