Войти в почту

Лоза: «Балерины, блогеры, всякая шушера — герои новостных лент»

Популярный певец и композитор Юрий Лоза обычно за словом в карман не лезет. У него всегда есть ответ на любой волнующий нашу жизнь вопрос. Разговор с певцом начался с обсуждения осквернения могил воинов, павших на полях Второй мировой, а закончился рассуждениями о том, во что сегодня превратились кинематограф и эстрада. — Юрий Эдуардович, хотелось поговорить с вами на такую серьёзную тему, как память о Великой Отечественной. С одной стороны, у нас «Бессмертный полк» и много нового кино о военных событиях, с другой — вандалы оскверняют памятники. Не далее как сегодня снова сообщали об одном из таких случаев. Что происходит? Почему люди позволяют себе осквернять памятники? — Речь идёт не о людях, речь идёт об отдельном и очень небольшом количестве отморозков. А чаще даже просто о глупых каких-то представителях молодёжи, которым просто нечего делать. Энергию куда-то надо выплеснуть, а ничего умнее вандализма придумать не могут. А то ещё бывает по пьянке такое. Спроси у них на трезвую голову, зачем это сделал, — не сможет ответить, я ручаюсь. И не то чтобы не чтит память предков — нет, здесь совсем другое. — В последнее время вышло много фильмов о Великой Отечественной. Новые фильмы, не ремейки. Хотелось бы узнать вашу точку зрения: почему кинематографисты так отважно берутся за военную тему, а вот новых песен о войне нет. Почему песенники молчат? — О войне раньше снимали художественные фильмы, а сейчас — блокбастеры. Все переключились на блокбастеры, по аналогии с Голливудом. Блокбастер — кино для развлечения. Акцент сделан на спецэффекты. И получаются фильмы, которые никого ни в чём не убеждают. Они перестали быть идеологической подкладкой для воспитания молодёжи, как это было раньше. Молодёжь смотрит такой фильм как развлекаловку на военную тему. Найти хороший сценарий очень сложно. И Кончаловский недавно говорил об этом, он отметил жуткий сценарный голод. Но этому есть простое объяснение. Банальные тексты, банальные любовные сюжеты — всё банально, потому что это сериальная культура. Человек пишет сценарий на 15–18 серий, за каждую серию получая «трёшку», и при этом не вкладывает большого ума в своё творчество. А за сценарий большого, хорошего фильма, он получит буквально три копейки. Нет смысла писать хорошие сценарии. Каким бы ни был бюджет фильма, вне зависимости от этого сценарист получает копейки. Теперь с певцами. Военная тема у нас поднимается только один раз в год — к 9 Мая. Писать хорошие тексты для песен, которые будут исполняться раз в год — кому это надо? И опять же никто за такую песню ничего не получит — ни певец, ни тем более автор стихов. Вы попробуйте зайти в Интернет и найти там автора песен, например, для Киркорова или Михайлова. Не найдёте. Их сознательно прячут, а тексты выдают за собственное творчество. Хотя они сами строчки не написали в жизни. И какой поэт-песенник в таких условиях станет писать? — В вашем репертуаре есть песни Великой Отечественной? Кроме, разумеется, «На безымянной высоте», которую вы исполняете вместе с сыном. — Есть и другие, в том числе малоизвестные, например, песня на стихи Константина Ваншенкина, музыка Колмановского. Я её спел, она есть в записи, но она никому не нужна. — Что-то в этом во всём очень неправильное... — Мир вообще неправильно устроен. И знаете, почему? Чтобы не так страшно было расставаться с этой жизнью, из неё уходить. — Возвращаясь к поэтам-песенникам. Песни о войне поют раз в год, писать их неинтересно. А о чём тогда интересно? — Да вообще ни о чём не интересно. Потому что к авторам текстов относятся, как к людям третьего сорта. Если это песня, прозвучавшая в фильме, то вы не сможете понять, кто её автор. Потому что в конце фильма будет идти длинная колонка титров, и там с бешеной скоростью промелькнёт строчка: «Прозвучала песня на стихи...». Дрынь! И вы никогда не узнаете, на чьи же стихи, потому что не успели прочитать. Получается, что авторы песен — такой третьестепенный народец, который совершенно не интересен никому. Текстовики вымирают как класс. — Что могло бы изменить ситуацию? — Необходимо принять программу по поднятию авторитета труда. Если посмотреть «Голубой огонёк» сорокалетней давности, то вы увидите, что Кобзон пел не своим коллегам, а пел для хлеборобов, сталеваров, для людей труда. Он подсаживался к столикам, при этом объявляли, что вот эти ребята собрали рекордный урожай зерна или отстояли у мартена рекордное количество часов, плавя сталь. И не только Кобзон, все артисты так поступали. А сегодня Киркоров поёт Баскову, а Басков — Киркорову. Система оторвана от жизни. Она не занимается поднятием авторитета людей труда. У нас герои новостных лент — это какие-то отставные балерины, блогеры, всякая шушера, которая не создала в своей жизни ничего и пиарится с утра до ночи непонятно на чём.