Войти в почту

Мы живем в эру «Мстителей»: история самого кассового фильма в мире

В 2019 году только два проекта голливудского кинопрома окутаны мощной завесой тайны и обещают побить рекорды миллиардных сборов: «Звёздные войны. Скайуокер. Восход» и, конечно, «Мстители: Финал». Обе картины завершают истории, растянувшиеся на многие годы. У обеих астрономические бюджеты. Но судя по цифрам — фильм уже собрал 305 млн долларов — игра стоит свеч: мы живём в эру Мстителей, и с этим, пожалуй, пора смириться. Комиксы в кино Комиксы далеко не всегда были мэйнстримом и долгое время в Америке оставались уделом нёрдов и гиков. За найденные в рюкзаке выпуски «Человека-паука» или «Бэтмена» можно было схлопотать обидное прозвище. Это сейчас мы с восторгом вспоминаем, как Стэн Ли в 1960-х перепридумал комиксы, выведя на страницы продукции издательства Marvel Железного человека, Тора, Людей Икс, Человека-паука и прочих будущих звёзд, но настоящим мэйнстримом они стали только в нулевых с появлением интернета и действительно удачных экранизаций. Индустрия всегда помнила комиксы и пыталась их экранизировать. Супермен дебютировал в анимации в 1940-х, Бэтмен расследовал преступления в сериалах, начиная с 1943-го, но вкладываться в большое кино про супергероев стали не сразу. «Супермен» (1978) Ричарда Доннера был самым дорогим фильмом своего времени, его бюджет насчитывал солидные 55 млн долларов. Фильм, созданный при помощи последних достижений индустрии и визуальных эффектов, собрал в итоге в мировом прокате 300 млн долларов. Для студии это был самый успешный проект на то время. Учуяв запах денег, Warner продолжили работу над франшизой, но ни один из трёх последовавших фильмов о Супермене даже близко не смог подобраться к картине Доннера. Отчасти виной тому было абсолютно несерьёзное отношение создателей к герою – в конце концов, это же комиксы. Ситуация изменилась только в конце 1980-х, когда на страницах комиксов появился суровый Бэтмен Фрэнка Миллера, а Тим Бёртон, получивший от Warner фильм про Брюса Уэйна, решил выкинуть тогдашний китчевый сценарий — и сделать всё подобающим образом, то есть в своем мрачном стиле. «Бэтмен» Бёртона обошелся Warner всего в 35 млн долларов, а мировые сборы составили 411 млн долларов. Сиквел пришлось ждать три года и потратить на него внушительные 80 млн долларов. «Бэтмен возвращается» оказался макабрической симфонией с затянутой в латекс Мишель Пфайффер и неузнаваемым весельчаком Дэнни де Вито в образе Пингвина. Безусловная кинематографическая удача оказалась финансовым провалом – всего 266,8 млн долларов в мире. Кроме того, Бёртон не откликался на требования студии напичкать фильм техникой, из которой так здорово получаются игрушки. И это очень серьёзная проблема, ведь одно из важнейших направлений для студий – сопутствующие товары. Безусловно, кассовые сборы — приятная статья дохода, но некоторые франшизы зарабатывают гораздо больше «на стороне» (например, «Звёздные войны» и «Гарри Поттер»). Пригласив Джоэла Шумахера в режиссёрское кресло на два последующих «Бэтмена», Warner получила свои игрушки, но фильмы снова скатились в клоунаду. А как же Marvel? Действительно, издательству DC повезло оказаться в одном конгломерате со студией Warner Brothers, впоследствии став ее дочерней компанией. Ближайшим конкурентам DС, издательству Marvel, повезло меньше. В то время как Бэтмена снимал Тим Бёртон, «Фантастическую четвёрку» для Marvel продюсировал Роджер Корман, известный не самыми качественными проектами. Фильм так и не увидел свет. В середине 1990-х комикс-индустрия чувствовала себя неважно, и издательство Marvel в 1996-м объявило себя банкротом. Чудом, позволившим удержать компанию на плаву, стала продажа прав на экранизацию комиксов другим студиям. Sony купили Человека-паука (и всю его вселенную), Fox достались Люди Икс и Фантастическая четвёрка. Издательство выжило, а вместе с ним комиксы получили второе дыхание. В 2000 году на студии Fox вышла картина Брайана Сингера «Люди Икс». Никто не верил, что из истории про команду в желтом латексе получится что-то интересное. Сингер переодел героев в чёрное и начал фильм в концлагере. Мир занёс в кассу фильма 296,3 млн долларов, а DVD с фильмом стал одним из самых продаваемых за всю историю домашнего видео. Спустя год, в комедии «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар», сценарист и режиссёр Кевин Смит вложил одному из персонажей такие слова: «Теперь, после того, как «Люди Икс» стали хитом, студии, в поисках следующего блокбастера начали скупать всех супергероев». Вряд ли Смит подозревал, что окажется настолько прав. В 2002 году Sony выпустила «Человека-паука» маэстро ужасов Сэма Рэйми с участием Тоби Магуайра в роли Питера Паркера. Грохнуло куда серьёзнее: 821,7 млн в мировом прокате. Всё это время где-то за кадром трудился гик-продюсер Кевин Файги. Мир узнал о нём гораздо позже. Супергерои в кредит Со стороны история зарождения киновселенных DC и Marvel выглядит смехотворно: в то время как одни были частью крупнейшей киностудии, другим пришлось брать кредит, чтобы хоть как-то реализовать задуманное. Продюсер Ави Арад, бывший продавец игрушек, основавший Marvel Studios еще в 1990-х, выпустил на New Line Cinema довольно успешный боевик «Блэйд» (131,2 млн долларов в мировом прокате при бюджете 45 млн долларов) по комиксам издательства. Но настоящая работа началась после того, как амбициозный Файги стал правой рукой Арада в Marvel Studios. В 2005 году студия взяла кредит в 525 млн долларов, чтобы снимать собственные фильмы. У Файги был план: взять малоизвестных персонажей и собрать в команду после нескольких фильмов. Начали с «Железного человека» . Около 30 сценаристов отказались работать над проектом. После назначения на роль Роберта Дауни мл., когда-то перспективного актёра, а ныне сложного артиста с алкогольной и наркозависимостью в прошлом, пресса развлекалась, как могла. Вышедший в 2008 году фильм Джона Фавро заставил критиков пересмотреть свое отношение. Дауни мл. идеально вписался в образ плэйбоя-миллионера, сыпал шутками, ковал железо и расправлялся с врагами, не снимая брони. Фавро снял не просто комикс, он снял историю человека, который заново обретает смысл в жизни. Ведь 140 млн долларов, потраченные на съёмки, обернулись 585,2 млн долларов в мировом прокате. Несмотря на то, что «Железный человек» выходил как самостоятельный фильм, после титров зрителей ждал сюрприз: Сэмюэл Л. Джексон в образе директора миротворческой организации Щ.И.Т. приходил к Тони Старку и заявлял, что помимо него есть другие супергерои, и произносил вслух заветное слово «Мстители». Конечно, фанаты сразу поняли, о чем речь. Инициатива «Мстители» — команда супергероев, сражающихся бок о бок ради мира на Земле (и не только). А значит, студия планирует нечто большее чем просто несколько фильмов по комиксам. Кинематографическая вселенная У Кевина Файги, как у любого образцового фаната комиксов, была мечта: увидеть, как сражаются на экране любимые герои. Продюсер, в 33 года получивший пост главы киностудии (в 2007 году), обладал не только чутьём, но и умением объяснить свое видение креативному комитету, созданному специально, чтобы контролировать производство экранизаций. С разрывом в месяц после «Железного человека» вышел «Невероятный Халк» — уже вторая попытка совладать с зелёным гигантом на экране после «Халка» Энга Ли. Приглашенный в режиссерское кресло Луи Леттерье снял очень дорогую (бюджет 150 млн долларов) картину, вспоминать о которой в Marvel лишний раз не любят (сборы в мире – 263,4 млн долларов). Эдвард Нортон, сыгравший доктора Брюса Бэннера, выбыл из франшизы. Marvel больше не экспериментировали с отдельным фильмом о Халке и просто ввели этого персонажа в исполнении Марка Руффало в первых «Мстителях». Пока Файги в мыслях собирал супергероев, его студия в конце декабря 2009-го стала частью одного из крупнейших развлекательных конгломератов Америки. The Walt Disney Company приобрела Marvel Studios за 4 миллиарда долларов. Вскоре пошли слухи, что Marvel дальше будет снимать недорогие фильмы (с бюджетами в районе 20-40 млн долларов) про Доктора Стрэнджа, Люка Кейджа и других, совершенно неизвестных персонажах комиксов. Файги методично шёл по заявленному плану (он у него точно был), и в финале «Мстителей» явил миру ухмылку фиолетового существа по имени Танос. Фанаты взвыли от восторга: Танос был известным уберзлодеем из комиксов. С ним был связан один из известнейших сюжетов комиксов Marvel про Перчатку Бесконечности. Фанаты начали ждать. Слухи частично оказались правдой: Файги и правда собирался снимать кино про малоизвестных героев. В 2010-м году он заявил, что намерен показать зрителям «Стражей Галактики» . Пресса смеялась в голос: там же говорящий енот и ходящее дерево! Фильму предрекали полный провал. К моменту выхода «Стражей» в 2014 году девять фильмов студии Marvel собрали в мировом прокате 3,6 миллиарда долларов. Сразу две картины принесли больше миллиарда – «Мстители» и «Железный человек 3». Там были говорящее дерево и енот. «Стражей» ставил Джеймс Ганн, отщепенец мира большого кино. Начинавший карьеру на студии производства шлака «Трома», он как никто другой понимал, что значит быть белой вороной или говорящим енотом. Его «Стражи» получились самым хулиганским проектом Marvel, а герои полюбились зрителям так, что они занесли в кассу 773,3 млн долларов. В «Стражах» подтвердились предположения о Камнях Бесконечности – история о них рассказывалась прямым текстом. Стало ясно также, что Танос устал посылать на Землю своих посредников, чтобы те нашли камни, и намерен сделать это сам. В финале блокбастера «Мстители: Эра Альтрона» (1,4 млрд долларов в мировом прокате) Танос доставал из хранилища ту самую Перчатку Бесконечности. Душа, Время, Пространство, Разум, Реальность, Сила – собрав все камни, отвечающие за эти качества, Танос становился непобедимым. Кевин Файги, как и Танос, методично собирал своих супергероев и параллельно подсаживал зрителей на фильмы. Они были разными. От пафосного «Тора» британца Кеннета Браны до язвительного «Железного человека 3» американца Шейна Блэка. Братья Руссо придали «Капитану Америка» вес и убойный экшен, а комедиограф Пейтон Рид снял уютный фильм про самого маленького героя вселенной Marvel, Человека-муравья. Каждый фильм – как кусочек паззла. Пока зрители 11 лет собирали хлебные крошки, оставленные креативными мозгами Кевина Файги, сам глава студии терял волосы, но приобретал влияние в Голливуде. Из выскочки он превратился в главного визионера нашего времени, организовавшего небывалый кинематографический эксперимент. Он рисковал, приглашая неочевидных режиссёров, пробивал самые безумные идеи (говорящий енот, да!), выстраивал масштабное полотно – и всё для того, чтобы фанаты комиксов получили самый главный фансервис в своей жизни: «Мстители: Финал». В слове «фансервис» обычно кроется пренебрежение. Так критики обозначают сюжетные линии или сцены, которые могли бы понравиться только фанатам той или иной франшизы. «Финал» — фильм, которого ждали 11 лет и 21 фильм. Даже если вы не фанат комиксов, но смотрели все картины студии Marvel, вы тоже фанат. И вам тоже захочется узнать, какой ценой Мстители остановят Таноса. «Мстители: Финал» может стать самым кассовым фильмом 2019 года, да и самым кассовым фильмом в принципе – для этого придётся обогнать «Аватар» с его 2,8 миллиардами. Ни экранки, ни спойлеры, ни огромный хронометраж (3 часа 1 минута) – ничто его не остановит. К моменту начала проката в США и Канаде (25 апреля) фильм уже собрал 305 млн долларов, из которых почти 100 млн долларов только в премьерный день в Китае. Скорее всего, свой первый миллиард «Финал» соберет уже к началу мая. А там еще парочка – и мировой рекорд. Кажется, Файги это тоже планировал.

Мы живем в эру «Мстителей»: история самого кассового фильма в мире
© Forbes.ru