ММКФ-2019: Безутешные вдовы, радикалы и социопаты
«День субботний» (основной конкурс) «День субботний» В Дакке, столице Бангладеш, раздаётся взрыв. Вооружённые мусульмане-радикалы врываются в кафе и берут заложников, поделив их на местных и иностранцев. Режиссёр Мостофа Сарвар Фаруки не впервые принимает участие в конкурсе ММКФ, предыдущим фильмом был «Утопленник» в 2017 году. Кино не меньших сомнительных художественных ценностей, чем «День субботний», но хотя бы более неожиданное. Этот же фильм поднимает актуальные вопросы о противостоянии религиозных конфессий в Мьянме, о необходимости ношения хиджаба правоверным мусульманкам, о недоверии в целом. Выполнено это патетично, но актёры не доходят до нужных точек экспрессии, а камера не подчёркивает необходимые детали. Оператор фильма, Азиз Жамбакиев («Метаморфозис», «Синдром петрушки») решил снять кино одним кадром. А учитывая постоянную потребность в динамике, как развития действия, так и характеров героев, фильм буксует из-за своего же желания выпендриться. В кульминационных точках актеры играют осторожно, очевидно, чтобы не запороть уже почти готовый фильм. Сам Азис с камерой старается быть аккуратен, порой через её пластичные движения чувствуется огромное волнение. С другой стороны, если бы не попытка побыть «Викторией» Себастьяна Шиппера, также снятой одном кадром, этот напрочь студенческий и неумелый с виду проект смотреть скорее всего было бы вообще невыносимо. «Она смеётся» (основной конкурс) «Она смеётся» Муж Каролины погибает в результате несчастного случая на заводе. Вдова и с сыном тяжело переживают смерть кормильца. Дополнительно давить на них будут родственники, коллеги и необходимость предпохоронных ритуалов. К режиссёрскому дебюту известного итальянского актера Валерио Массандреа («Идеальные незнакомцы», «Место встречи») сложно подобрать слова одобрения. Это действительно плохая телевизионная картина, избыточная во всех своих решениях. Даже финальный кадр с героями, смотрящими прямо в объектив камеры – попытка сломать четвёртую стену - выглядит вымучено. Но фильм вообще не чурается запретных приёмов. К примеру, бравурная и давящая на зрителя музыка врывается во время эмоциональной аффектации героев. Потом метод Массандреа повторится в эпизоде с выбором гроба. Для того чтобы раздавить зрителя на уровне чувств, «Она смеётся» чересчур вязка в повествовании, не выдерживает хронометража и будто бы ездит по кругу. В оригинале фильм называется «Ride» («Поездка»), и поездка эта, понятно, в один конец (герои весь фильм мирятся с утратой), но по возможности от неё следовало бы отказаться. Хотя бы конкурсу ММКФ. «Всего лишь игра» (программа «Вокруг света») «Всего лишь игра» Однажды вечером сорокалетний Сиромия видит на балконе маленькую девочку с синяками на коленях и ссадинами на лице. Малышка внезапно прыгает прямо в его объятия. Теперь у безработного есть дочь Ёёко, а у неё своя тайна, о которой новоявленному отцу только предстоит узнать. Фильм с необычной стороны позволяет взглянуть на жизнь так называемого «хикки». Абсолютно потерянный в жизни человек, живущий на копейки и коллекционирующий фигурки героинь анимэ поначалу учит пятилетнюю украденную дочь слову «хентай», а затем неожиданно для себя взрослеет и становится хорошим и заботливым отцом. Благодаря постоянному одиночеству и жизни в вымышленных мирах Сиромия не совсем адекватно оценивает реальность и даже готов пойти на убийство ради благой цели. Режиссер Наото Кумадзава практически не зацикливает внимание на бытовых деталях. Зарождение дружбы, первая опасность, разлад в семье - повествование несется на большой скорости. Во «Всего лишь игре» конфликт сосуществования инфантильного социопата и маленькой, умной не по годам девочки перевешивает все очевидные начинания поговорить на общественно важные темы. «Леоном» или «Логаном» фильм Кумадзавы не станет, поскольку ему вообще не слишком удаётся привязать зрителей к героям на экране через лирические эпизоды. Не хватает и мастерства и заботы о внутренних мирах Сиромии и Ёёко. Впрочем, за финал с игрушечными пульками можно многое простить. «На краю света» (программа «Мастера») «На краю света» Вьетнам. Идет война французов за колонии на территории Индокитая. Робер Тассен (Гаспар Ульель) - единственный выживший солдат французского легиона. Он обнаруживает себя в горе трупов и дает обещание отомстить за убитого брата. Чуть позже знакомится с молодой и привлекательной вьетнамкой и начинает убеждаться в призрачности идеи ведения войны. Фильм Гийома Никлу с первых кадров поражает чудовищной метафизикой места и времени. Нарубленные тела, оставленные как предупредительный знак у лагеря врага, случайная нелепая смерть от укуса змеи. Опийные трубки, которые потягивают бойцы утяжеляют психоделический кошмар осознания происходящего. Мир вокруг то растворяется в тишине, то начинает заполняться гулом кричащих азиатов. Вальс войны закручивает в вихре непостижимой мысли безостановочную череду болезней, улыбки молодых вьетнамок-проституток и внезапную подлую трель из самодельного оружия, которая не убьет мгновенно, но оставит мучиться. Предсмертная агония нежно погладит каждого кто верит в иллюзорность спасения. Но не души, а только лишь тела. О душе думать не приходится. На край света она если и добирается, то в конечном итоге все равно исчезает.