Как «Война и мир» поссорила Бондарчука и Пырьева

Главная эпопея русской литературы своего первого киновоплощения в нашей стране удостоилась в 1915 году, тогда режиссером стал Яков Протазанов.

Как «Война и мир» поссорила Бондарчука и Пырьева
© Кадр из фильма "Война и мир"

С тех пор к ней не обращались, однако в начале 60-х совпало несколько факторов — очередной юбилей Бородинского сражения и выход на экраны американской версии «Войны и мира», где Наташу сыграла Одри Хепберн.

Было решено сделать свою экранизацию. На кресло режиссера претендовал авторитетный Иван Пырьев, глава оргкомитета Союза кинематографистов СССР и бывший директор «Мосфильма». Хотя он был известен своими комедиями, экранизация «Идиота» Достоевского в 1957 году доказала, что режиссеру под силу и классический материал.

Вторым претендентом был Сергей Бондарчук, уже знаменитый после фильма «Судьба человека». В Минкульте предложили обоим режиссерам снять пилотные эпизоды для комиссии.

Точно неизвестно, почему Пырьев в конце концов отказался от «Войны и мира». Согласно одной версии, это произошло из-за неудачного романа с молодой актрисой Людмилой Марченко, которую он видел в роли Наташи. Актриса отказала режиссеру, и тот потерял интерес к работе.

По другой версии, режиссера вынудили отказаться, после того как в Минкульт пришло письмо военных деятелей и работников культуры и искусства с просьбой назначить Сергея Бондарчука. Обиженный мэтр позже добился того, чтобы авторам фильма урезали гонорары, несмотря на четыре полнометражные серии. С тех пор режиссеры больше не общались друг с другом.

Впрочем, это был лишь первый скандал на сложных съемках. Сначала от работы с Бондарчуком отказался оператор Владимир Монахов, потом супруги Александр Шеленков и Иоланда Чен. Они сослались на диктаторский стиль и отсутствие порядка на съемочной площадке такого масштабного проекта. В итоге оператором эпопеи стал Анатолий Петрицкий, на тот момент имевший в своем активе только фильм «Мой младший брат».

Не меньше проблем возникло и с кастингом актеров. На роль Наташи пробовались самые красивые актрисы страны — Анастасия Вертинская, Валентина Малявина, Наталья Фатеева, Наталья Кустинская, даже Людмила Гурченко. Бондарчук же неожиданно доверил роль непрофессиональной актрисе — балерине Людмиле Савельевой. Возможно, роль сыграло и отсутствие шлейфа звездных ролей, и внешнее сходство с Одри Хепберн.

© Кадр из фильма "Война и мир"

На роль Андрея Болконского сначала утвердили Олега Стриженова, сыгравшего немало классических благородных героев. Однако внезапно он отказался от роли, не желая связывать себя долгосрочными съемками накануне перехода во МХАТ. Бондарчук пожаловался на артиста в Госкино, но переубедить Стриженова не смогла даже министр культуры Екатерина Фурцева.

Тогда режиссер пригласил на роль князя Иннокентия Смоктуновского, но в тот момент актер уже получил заманчивое предложение от Козинцева сыграть Гамлета. Козинцев отказался уступать актера, сам Смоктуновский видел себя скорее в роли Безухова, однако эту роль Бондарчук решил сыграть сам.

В итоге Смоктуновский ушел в «Гамлет», а Болконским стал Тихонов, с которым режиссер также не сразу нашел общий язык. Впоследствии Тихонову не понравилась собственная игра в этой роли.

Съемки шли под прямым контролем Минкульта. Использовались материалы из 40 музейных фондов, пошивом костюмов и экипировки заведовали Госплан и Министерство лёгкой промышленности. А Минобороны предоставило для съемок воинские подразделения и лошадей. Тогда же был создан кинематографический кавалерийский полк, который потом работал в множестве исторических картин СССР.

В итоге было сделано 9 тысяч костюмов, 12 тысяч киверов, 200 тысяч пуговиц, а также точные копии военных наград. Съемки панорамы Бородинского сражения начались 25 августа 1963 года — в день годовщины сражения. В массовке битвы участвовало 15 тысяч статистов. На бой потратили 23 тонны взрывчатки и 1500 снарядов.

Масштабные сцены снимали с вертолета, а в сцене первого бала оператора возили на роликах между танцующими артистами. Консультантами на съемках были и бывшие аристократки, в том числе и Анна Тимирева, гражданская жена адмирала Колчака.

Приблизительный бюджет картины составил 100 миллионов долларов на 1967 год.