Ещё

«Людно внутри» «Флатландии»: что еще показал ММКФ вне основного конкурса 

«Людно внутри» «Флатландии»: что еще показал ММКФ вне основного конкурса
Фото: ИД "Собеседник"
Sobesednik.ru — о том, какие еще картины, показанные на Московском кинофестивале, обязательны к просмотру. Начиная с открытия Московского международного кинофестиваля, Sobesednik.ru подробно рассказывал о фильмах из его основного конкурса. Теперь уже известно, что триумфатором смотра стала лента «Тренинг личностного роста» режиссера , рассказывающая о человеке, который готов «потерять память» ради успеха и лучшей жизни.
ММКФ-2019 на Sobesednik.ru: от открытия до закрытия
Однако нельзя обойти стороной и другие, не менее интересные фильмы, показанные вне основного конкурса ММКФ, но заслуживающие внимания по многим причинам. «. Белый ворон» (реж. Рэйф Файнс)
Кадр из фильма «Нуреев. Белый ворон» // Фото: скриншот с YouTube
Британский актер и режиссер Рэйф Файнс, глубоко проникшийся русской культурой и по мере возможности участвующий в ее распространении путем съемок фильмов и посещения всевозможных российских кинофестивалей, в том числе и провинциальных (как это было с фестивалем «Зеркало» в Ивановской области), на этот раз обратил свой взор на историю легендарного и опального на родине танцовщика Рудольфа Нуреева. Получилось — сильно. Классический сценарий с линейной структурой, проходящая лейтмотивом тема свободы, внимательное и заботливое изображение советского быта без скатывания в типичную для подобной темы клюкву и захватывающие танцевальные номера выделяют эту пусть и не самую замысловатую, но зато крайне эстетичную ленту среди прочих байопиков. (реж. )
Кадр из фильма «Пираньи Неаполя» // Фото: скриншот с YouTube
Если бы в одной кинематографической вселенной путем разрушения пространственно-временного континуума Шекспир решил написать «Ромео и Джульетту» под впечатлением от просмотра «Лица со шрамом», у него получился бы сценарий «Пираний Неаполя», получивший «Серебряного медведя» на недавнем Берлинале. Увы, но за великого англичанина это уже сделал писатель , чей роман и лег в основу этой итальянской картины, рассказывающей о жизни бандитского Неаполя с вооруженными подростками в поисках легких денег, наркотиков и девочек. Не слишком серьезная, но динамичная и невероятно колоритная драма о судьбе мальчишки Никколо, попавшего в дурную компанию, захватывает сочетанием ребяческой наивности, огнестрельного оружия и традиций неореализма при изображении современной итальянской молодежи, живущей по разбойничьим законам чести и любви. «Бог существует, и ее зовут Петруния» (реж. Теона Стругар-Митевска)
Кадр из фильма «Бог существует, и ее зовут Петруния» // Фото: скриншот с YouTube
Расположившись между Берлинским и Каннским кинофестивалями, ММКФ фактически лишил свою конкурсную программу громких мировых премьер, однако решил восполнить такой пробел уже снискавшими славу на Берлинале неожиданными находками. «Бог существует, и ее зовут Петруния» — гротескная македонская комедия о 33-летней жительнице небольшого провинциального городка по имени Петруния, которая, следуя непонятному импульсу, вылавливает выброшенный в озеро согласно древней традиции священный крест, опередив при этом десяток полуобнаженных мужчин. Однако есть загвоздка: женщины никогда в нырянии за крестом не участвовали, и теперь на героиню обрушается гнев оскорбленных верующих, чья вера совсем не мешает угрожать физической расправой беззащитной, но нагловатой «счастливице». Феминизм и проблема устаревших церковных традиций в казалось бы современной европейской стране могли бы стать здесь главенствующими, хотя социальная составляющая картины — только фон. Петруния воплощение скорее не просто женского, но всего, что не вписывается в общепринятые каноны: она полновата, безработна, не сказать что красива и уже совсем не так молода. Однако именно такой человек, согласно представлению передового македонского режиссера Теоны Митевски, оказывается новым пророком и символом освобождения — отсюда огромное количество библейских отсылок, начиная с названия картины и возраста героини и заканчивая иконоподобными мизансценами и цветовой гаммой. И всюду всепоглощающая ирония. Ну а куда без нее? «Потому что мы мужики» (реж. Петтер Соммер, Ю Вемунд Свендсен)
Кадр из фильма «Потому что мы мужики» // Фото: скриншот с YouTube
От феминистической «Петрунии» — к брутальной, но куда более трогательной норвежской документалке о любительском мужском хоре, получившем приглашение выступить на разогреве у культовых Black Sabbath. Отправная точка картины — известие о том, что один из участников хора неизлечимо болен, — заставляет Мужиков переосмыслить значение времени и своего места в этом небольшом клубе по интересам. Искренняя, живая и очень человечная картина о мужественности в самом хорошем из возможных смыслов, а также о поддержке, мечте и взрослении вполне заслуженно завоевала главный приз Московского кинофестиваля в категории «Лучший документальный фильм». «Людно внутри» (реж. Ольга Львова)
Кадр из фильма «Людно внутри» // Фото: скриншот с YouTube
Еще одна документальная картина из конкурса ММКФ, однако уже не трогательная, а скорее пугающая, — о психотерапевте Карен Маршалл, которая помогает людям, страдающим диссоциативным расстройством идентичности. В теле самой Карен также живут несколько других личностей — Розали, Один и Три. Периодически они переключаются между собой, осложняя жизнь не только самой женщины, но и ее близких. Захватывающий сюжет, обрамленный несколько неестественной атмосферой с приемами в стиле настоящего хоррора заставляет зрителя задаться вопросами о происхождении собственной идентичности и непознанности человеческой природы. «Коко-ди Коко-да» (реж. Йоханнес Нюхольм)
Кадр из фильма «Коко-ди Коко-да» // Фото: скриншот с YouTube
Датско-шведский сюрреалистический триллер с элементами фильма ужасов, также исследующий тему бессознательного, что-то заимствует и у триеровского «Антихриста», и у Ханеке с его «Забавными играми», и даже у усыпанного цитированиями недавнего триллера Джордана Пила , миксуя все это со скандинавской мифологией. Находящаяся на грани краха после гибели ребенка семейная пара отправляется в путешествие в надежде восстановить свои взаимоотношения, однако в темном лесу сталкивается с пугающими артистами цирка, которые начинают с мужчиной и женщиной странноватую игру, все глубже ввергая их в пучину психологического ужаса. Атмосферный и крайне незаурядный фильм, который, будучи показан на ММКФ в 11 часов ночи, не заставил посмотревших пожалеть о позднем сеансе и закрытом метро. «Нон-фикшн» (реж. Оливье Ассайас)
Кадр из фильма «Нон-фикшн» // Фото: скриншот с YouTube
Знаменитый французский режиссер Оливье Ассайас представил свою последнюю картину «Нон-фикшн» еще в начале осени в Венеции, однако до России она добралась только в концу апреля, и то благодаря ММКФ. В центре сюжета — творческий треугольник, в котором известный издатель Ален и его супруга, талантливая актриса Селена, спорят о судьбе новой рукописи гениального писателя Леонарда. Тема природы творчества для Ассайаса не нова, как и работа с восхитительной Жюльет Бинош. Добавим к этому поднимаемые в картине вопросы модернизации, творческого кризиса и вечного спора между истинными художниками и «простыми бюргерами» — и получим изящную психологическую драму, обязательную к просмотру. «Флатландия» (реж. Дженна Като Басс)
Кадр из фильма «Флатландия» // Фото: скриншот с YouTube
И все же ММКФ, по-прежнему глубоко традиционный, стремится угнаться за мировыми трендами и показать свой либеральный бок. Феминистско-антирасистская «Флатландия» — нагляднейший тому пример, как и вся программа «Время женщин», в рамках которой этот фильм был показан. Мулатка Натали подвергается изнасилованию со стороны своего белого мужа в их первую брачную ночь. Героиня не находит выхода лучше, чем сбежать от насильника в далекий Йоханнесбург вместе с беременной подругой Поппи и верхом на любимом мустанге. Преследовать беглянок отправляется чернокожая полицейская Бьюти, чье прошлое также связано с насилием. Однако картину следует посмотреть не за воспетые в ней идеалы, а за красоту и эстетизм, которые обрамляют далеко не самый стройный сценарий о бегстве от несправедливости и насилия к романтической свободе. «Годовщина революции» (реж. )
Кадр из фильма «Годовщина революции» // Фото: скриншот с YouTube
Дебютный фильм отца российской документалистики Дзиги Вертова, снятый в 1918 году и считавшийся утраченным в течение целого века, был показан на ММКФ в одно время с нашумевшим блокбастером , чем и обозначил вкусовые ориентиры столичной публики, полностью заполнившей рассчитанный на тысячу шестьсот человек зал «Октября» для того, чтобы увидеть новые злоключения команды супергероев. Можно бесконечно сетовать на неразборчивость аудитории и отстутствие вкуса у массового зрителя, однако отрицать важность восстановленого вертовского фильма для мирового кинематографа — невозможно. Увы, но в отличие от расправы над Таносом расправу над царским режимом в кинотеатрах едва ли покажут.
Видео дня. Артисты, кусавшие локти после отказа от ролей
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео