Войти в почту

ММКФ-2019: рецензия на фильм «Эпидемия: Вонгозеро»

Пожалуй, самый радикальный (потому что абсолютно нефестивальный) фильм основного конкурса прошедшего ММКФ ироничная история об охватившем Москву смертельном вирусе. Эпидемия: Вонгозеро Сергей небедный человек не совсем понятной профессии, который живёт в загородном доме вместе с психологом Аней и её сыном-аутистом. Когда в Москве, вслед за остальной Россией, вспыхивает смертельная эпидемия вируса, убивающего людей за считаные дни, Сергей оказывается заперт за МКАДом (въезд в город перекрыли) со своей новой семьёй и богатым соседом-идиотом (тоже с семьёй). И всё бы ничего, но в Москве у Сергея остался сын, который живет с его бывшей женой. Теперь он, конечно, должен спасти их, себя, Аню с сыном и даже глупого соседа, чтобы затем по напутствию внезапно объявившегося отца поехать на северное озеро Вонгозеро, где нет ни людей, ни эпидемий. Кадр из фильма «Эпидемия: Вонгозеро» Конкурс ММКФ в этом году сотрясла "Эпидемия: Вонгозеро" фильм документалиста и с недавних пор сериального режиссёра Павла Костомарова в непопулярном у нас жанре pandemic movie. Потряс, конечно, не содержанием (фестивальную публику наготой и кровью не смутить), не потому, что он слишком хороший или слишком плохой (хотя встречались и такие мнения), а из-за того, насколько это кино неожиданное и неуместное для кондового фестиваля, куда редко добирается что-то кроме заправского артхауса и ещё реже что выбирается вне. Жанровому кино тут не место, уж тем более нарезанному из малосерийного мини-сериала. Кадр из фильма «Эпидемия: Вонгозеро» Но, как ни странно, именно на фестивальном фоне "Эпидемия" смотрится наиболее интересно и, может, даже выгодно примерно как холодный душ посреди душного лета ("душный" вообще очень важное для всех фестивалей слово). Выйди оно себе спокойно в прокат или прямиком на сайт телеканала, никто бы его и не заметил, а вся палитра мнений наверняка свелась бы до лаконичного "норм". Что даже обидно ведь, вне всех контекстов и протестов, "Эпидемия: Вонгозеро" остаётся вполне талантливым кино, таким в меру ироничным и без меры избыточным фильмом-катастрофой, слегка напоминающим в своей молодецкой спеси недавнего "Папа, сдохни", а тематически и интонацией "Вторжение динозавра" Пон Джун-хо. Там тоже семейная драмеди ехидно переплеталась с историей всенародной паники и междустрочной соцсатирой последнего у Костомарова, конечно, намного больше и уже без всяких "междустрочно". Он порой уж слишком старается наполнить привычный жанровый сюжет карикатурами и знакомыми образами-анекдотами: коррупционными силовиками, агрессивными гопниками, зажравшимися богачами и их глуповатыми жёнами, стервами-бывшими и прочее-прочее-прочее. Этот немудреный способ зафиксировать тот самый мимолётный "колорит" выглядит естественно, пока кино язвит и ухмыляется, но больно отзывается, когда "Эпидемия" пытается собраться и заунывно поговорить о серьёзных вещах. Кадр из фильма «Эпидемия: Вонгозеро» В этой интонационной чехарде, в общем-то, главный промах фильма и его главное отличие от всё того же "Вторжения". У Костомарова не очень-то выходит играться с жанрами и мешать грустное со смешным попытки вывести отбитую балаганную историю в глубокую характерную драму превращают последнюю треть "Эпидемии" в унылый парад слёз и многозначительных взглядов. Фильму гораздо интереснее колбаситься под "Пошлую Молли", клипово вертеть камерой и имитировать странноватые ютубовские блоги (вообще лучшая сцена в фильме), чем исследовать загадочные глубины русской души. И лучше бы, наверное, этим он и занимался. Семейный треугольник главного героя так вообще к финалу становится похож на мультяшный разговор с сидящими на плечах чёртиком и ангелочком: каждый конфликт бывшая жена (застрявшая в стервозном амплуа Марьяна Спивак) советует ему решать цинично, а нынешняя пассия (прекрасная Виктория Исакова) человечно. Возможно, всё это гораздо лучше выглядит в сериале, где времени на постепенный тональный сдвиг и развитие отношений персонажей куда больше, но фильм едва ли получается так оправдать. И хотя "Эпидемия" все равно выглядит куда цельнее и попросту интереснее, чем прочие нарезанные до полного метра сериалы, она всё ещё тащит за собой груз неиспользованного и несправедливо выброшенного материала, с которым всё могло быть куда точнее, глубже и обстоятельнее.

ММКФ-2019: рецензия на фильм «Эпидемия: Вонгозеро»
© Фильм.Ру