Чуть помедленнее, Тони
В прокат наконец вышел последний (условно: эта эпопея приносит столько денег, что не закончится никогда) фильм в супергеройской франшизе Marvel «Мстители», год назад по щелчку пальцев злодея Таноса лишившейся половины персонажей. Удалось ли авторам «Финала» убедительно вернуть их с того света и достичь подлинного катарсиса? Ответ в рецензии «Ленты.ру».
После устроенного титаном Таносом (Джош Бролин) геноцида, стершего в пыль половину обитателей вселенной, прошло пять лет. Разбитый смертью товарищей Тони Старк (Роберт Дауни-младший) повесил костюм Железного человека на гвоздь и вместе с женой (Гвинет Пэлтроу) воспитывает дочку в идиллическом доме у озера. Халк (Марк Руффало) научился контролировать эмоции и с довольной ухмылкой раздает автографы каждому встречному. Остальным из переживших щелчок злодейского пальца в осиротевшем мире живется несколько менее комфортно. Капитан Америка (Крис Эванс) разглагольствует о смирении в своей группе поддержки потерявшим близких. Черная Вдова (Скарлетт Йоханссон) заедает тоску и слезы бутербродами. Лишившийся всей семьи Соколиный Глаз (Джереми Реннер) ушел в подполье и разъезжает по миру, без суда и следствия потроша мелких преступников. Тор (Крис Хэмсуорт) забухал так жестко, что стал комплекцией напоминать пивной бочонок. Танос? Его нашли и обезглавили еще на десятой минуте фильма, сразу после трагедии — за то, что уничтожил сделавшие беду возможной Камни бесконечности. Получается, что назад хода нет?
Ну да, как же. Стремление повернуть действия инопланетного злодея вспять оказывается главной центробежной силой картины. И конечно, в свете того, что одним из основных элементов сюжета, прикончившего половину вселенной в «Войне бесконечности», предыдущем фильме франшизы, была обратимость времени, определенные вмешательства в пространственно-временной континуум в «Финале» — ради возвращения покойных к жизни — были, очевидно, неизбежны. Что ж, на деле они и вовсе составляют основу истории новой картины — их катализатором выступает возвращение Скотта Лэнга (Пол Радд) из квантовой реальности, где бывший домушник, как сообщалось в прошлогодних «Человеке-муравье и Осе», застрял за секунды до устроенного Таносом апокалипсиса. Причем прежде, чем Мстители начнут путешествовать во времени, они — в одном из на удивление не редких в этом фильме откровенно комических дебатов — показательно высмеют подход к мотиву тайм-трэвелинга в популярном фантастическом кино (достанется даже — возмутительно — трилогии «Назад в будущее»).
Что ж, тем характернее, что этот, покоящийся на плечах двадцати одного предыдущего фильма киновселенной Marvel блокбастер даже путешествия во времени осуществит в формате возвращения Мстителей в некоторые сцены из этих прошлых картин. Более того, режиссеры «Финала» Энтони и Джо Руссо даже воспользуются этим спорным с точки зрения сценарной фантазии решением не только для того, чтобы эффектно столкнуть персонажей с их собственными двойниками из прошлого (причем иногда в боевом режиме), но и ради достижения частных, персональных катарсисов в тянущихся уже десяток лет линиях своих ключевых супергероев. Учитывая, что мучительные проблемы последних носят на себе печать дилемм переходного возраста, не обойдется и без мелодраматических встреч отдельных протагонистов с собственными создателями. То есть разговоров с родителями.
Надо отдать должное «Финалу» — как раз в мелодраматике этих и некоторых других диалоговых сцен (то есть тихих, лишенных конвейерного супергеройского пафоса) заключаются самые сильные моменты фильма. Здесь же, в брошенных на ходу репликах или эмоционально заряженных крупных планах спорадически удается продемонстрировать обаяние и экранную харизму многочисленным — и вынужденным обходиться преимущественно крохами режиссерского внимания — занятым в этой франшизе прекрасным актерам (особенно эффективно его задействуют Бри Ларсон в роли Капитана Марвел, язвительно-скорбный Дауни-младший и дающий полноценного Джеффа Бриджеса из «Большого Лебовски» Хэмсуорт). Все эти частные актерские удачи, редкие вспышки подлинных эмоций, короткие встречи и долгие проводы, впрочем, оказываются приглушены почти до неразличения монотонной, тяжелой и часто неуклюжей поступью растянутого, раздутого до ожирения, предсказуемого в своих основных ходах сюжета.
Да, помимо выдумки по части тайм-трэвелинга, братьям Руссо отчаянно не хватает ловкости и в тайм-менеджменте. Они упорно, с бездумной старательностью авторов кратких пересказов литклассики, проговаривают каждый шаг своей фабулы — ни разу не решаясь впустить в нарратив хоть какой-то намек на полет настоящей фантазии. Грандиозность их фильма ограничивается строго его масштабом (вплоть до того, что решающая финальная битва и вовсе выглядит блеклым, больше знакомым по фильмам вселенной DC Comics, бессмысленным клинчем миллионов игрушечных CGI-солдатиков). Что еще хуже — ограниченность режиссерского и сценарного воображения лишь сильнее проявляет, как сильно эта экранная вселенная замкнута на саму себя.
В самом деле — герои «Мстителей» могут потешаться над абсурдными допущениями «Назад в будущее», «Бандитов во времени» и даже «Машины времени в джакузи», но все эти фильмы (да, включая «Машину времени в джакузи») позволяли себе проявлять порой глупую, но очевидную смелость, воображая альтернативные прошлые и будущие эпохи. Все на что хватает таланта братьев Руссо — это пробежаться по лучшим хитам собственной франшизы, в лучшем случае добавив к ним иронический или, напротив, патетический комментарий. Точно такой же дешевой, элементарной манипуляцией неизбежно раскрываются в таком контексте и так старательно, так долго нагнетавшиеся здесь моменты эмоционального и мелодраматического накала — они при ближайшем рассмотрении оказываются строго функциональными, служащими лишь делу поддержания грошовой интриги (а ведь супергеройское кино вовсе не обязано ограничиваться лишь аттракционностью сюжета — подтверждения чему, от «Тора 3» до «Черной Пантеры», есть и в самом сериале Marvel).
Вместо полноценной, насыщенной и неожиданной кульминации вселенной «Мстителей» светит лишь схлопнуться в бесконечном диалоге с зеркалом. С драматургической точки зрения механически генерируемая развязкой финальность этого фильма напоминает, в сущности, грандиозный акт самовлюбленной аутоасфикции. 22-я серия самой популярной франшизы наших дней сама обернулась уловкой-22, если угодно.