5 впечатляющих фильмов 41-го Московского кинофестиваля

25 апреля завершился 41-й Московский международный кинофестиваль. Помимо основного конкурса, в который в этом году вошли 13 фильмов, были представлены конкурсы документальных и короткометражных фильмов, а также несколько занимательных внеконкурсных программ. Остановимся на 5 фильмах, которые смотрятся на одном дыхании и вызывают яркие эмоции у кинозрителей. «В ПОИСКАХ ВЕЛИЧИЯ» («In search of greatness», США, реж. Гейб Польски) Жанр: документальный. Что объединяет Уэйна Гретцки, Майкла Джордана, Пеле, Муххамеда Али и других величайших спортсменов всех времен? Может они обладают каким-то особенным геном, без которого никак не стать мировой звездой хоккея или бокса? Режиссер фильма Гейб Польски представляет нашему вниманию уникальное исследование феномена гениальности. Звезда американского футбола Джерри Райс вспоминает, как в детстве перед сном подбрасывал мяч в полной темноте. Позже на поле он стал чувствовать его настолько интуитивно, что мог бы поймать мяч с закрытыми глазами. А Уэйн Гретцки по прозвищу «Великий», вместо того, чтобы ходить с друзьями в кино, все вечера проводил на льду, отрабатывая удары по шайбе. И почти все спортсмены заявляют, что представляли себе предстоящую игру в мельчайших подробностях, а потом она выходила точь-в-точь как они воображали. Фильм увлекательно рассказывает о том, как важно верить в себя, жить и дышать любимым делом. Спортсмены делятся секретами своего непревзойденного успеха и рассказывают какими навыками необходимо обладать, чтобы достигнуть таких же невероятных высот в любой сфере деятельности. Режиссер картины Гейб Польски сам когда-то серьезно увлекался хоккеем, а в 2014 году даже выпустил документальный фильм о феноменальном успехе советских хоккеистов. Фильм понравится всем, кто ищет вдохновения, мотивации и того самого «волшебного пинка», который непременно подтолкнет вас к действиям. «ДЕНЬ СУББОТНИЙ» («Shonibar bikel», Бангладеш, реж. Мостафа Сарвар Фаруки) Основной конкурс. Фильм основан на реальных событиях. Жанр: драматический триллер. Бангладеш. Столица Дакки. 1 июля 2016 года. Кафе в престижном районе города захвачено террористами-радикалами. Сначала они отсортировывают заложников по национальному и религиозному признаку. Всех иностранцев и неверных расстреливают сразу. Но оставшихся в живых граждан Бангладеша-правоверных мусульман ожидает не меньших ужас. Террористы оправдывают свою жестокость тем, что не убивают, а «дарят людям билет к Богу», навязывают им свои собственные представления о нормах ислама. Несмотря на острую, страшную, на тонкой грани между жизнью и смертью ситуацию, заложники пытаются защищать свои гуманистические ценности. Режиссер фильма Мостафа Сарвар Фаруки снял фильм одним планом, создавая невероятное напряжение от самого начала истории до конца. Зритель словно проникает в фильм и видит все происходящее своими глазами. Злободневная тема, блестящая игра актеров, необычная драматургическая подача ярко и «до мурашек» донесли главное чувство картины — невыносимости и неспособности перенести момент, в котором находишься. Бескомпромиссный фильм «День субботний» запрещен к показу в Бангладеше. «ИМПЕРАТОР ПАРИЖА» («L'Empereur de Paris», Франция, реж. Жан-Франсуа Рише) Фильм открытия 41-ММКФ Жанр: криминальная историческая драма. Эжен Франсуа Видок (Венсан Кассель) — легендарный преступник Франции XIX века. Ему удается сбежать из тюрьмы на острове, где никто не имеет шанса на побег. О нем ходят противоречивые слухи, его имя известно каждому преступнику и каждому жандарму Франции. Но у Эжена есть одно нерушимое правило — всегда работать в одиночку. После того побега Видок твердо решает начать новую, тихую, размеренную жизнь и переезжает в Париж. Спустя несколько лет, на его несчастье, бывшие сокамерники узнают знаменитого преступника на улицах города. Они предлагают ему очень выгодное «дело», но Видок отказывается. В отместку они сдают его полиции, обвинив в убийстве, которое он не совершал. Чтобы доказать свою невиновность и получить желанную свободу, Видок предлагает начальнику полиции свою помощь в поиске преступников. Он убеждает его, так как лучше других знает всех и каждого из них: повадки, внешность, места обитания и характер преступлений. С этого дня Видок начинает охоту на убийц и воров, и весь город становится ему полем битвы. Режиссер картины Жан Франсуа Рише красочно воссоздал атмосферу Парижа XIX века. На его счету уже есть картины о знаменитых преступниках — «Враг государства № 1», «Враг государства № 2: Легенда», главные роли в которых также сыграл Венсан Кассель. По словам Жана Франсуа Рише, он «осознанно вибирает персонажей, которые умеют говорить «нет». Впечатляющий путь героя от самого «дна» законопреступной жизни до головокружительной карьеры в полицейской службе отсылает нас к легендарным героям романов Виктора Гюго и Оноре де Бальзака. «ЗЕМЛЯ» («ERDE», Австрия, реж. Николаус Гейрхальтер) Жанр: документальный. Вы когда-нибудь задумывались над тем, как изменился ландшафт нашей планеты всего лишь за несколько лет? Только представьте, сколько на всей планете людей прямо сейчас добывают нефть, уголь, полезные ископаемые, буравят скважины, расчищают территории под новые населенные пункты, роют тоннели? Этот невероятный фильм Николауса Гейрхальтера показывает, как в разных точках нашей планеты проходят различные работы. Калифорния: огромные бульдозеры ровняют масштабные плантации для будущих новых городов. Этот штат — один из самых привлекательных для жизни эмигрантов: первоклассный климат, комфортные условия для жизни на самом высоком уровне, почти безграничные возможности для карьеры. Но чем больше людей приезжают туда жить, тем больше потребность в новых населенных пунктах и городах с развитой инфраструктурой. Для этого уничтожается первородная природа, вырубаются деревья, и живописные пейзажи штата быстро сменяют городские. Австрия: буравят гору для постройки самого длинного железнодорожного тоннеля в Европе. Девственная горная порода сопротивляется, ее приходится брать силой и мощью. Венгрия: добывают древесный уголь на невероятной глубине. Прорываются скважины, где можно разглядеть пласты угля возрастом более 5 млн лет! Иногда в пластах находят целые стволы деревьев. За такой период времени они как-будто застекленевшие. В Венгрии есть музей, куда отвозят подобные находки. «Когда-то динозавры были хозяевами на этой планете, но потом они вымерли. Также и человечество когда-нибудь вымрет, и слои земли скроют нашу историю», — делится своими мыслями рабочий, и дает тревожный прогноз — лет через 300 древесный уголь на нашей планете может исчезнуть навсегда. Италия: добыча мрамора. Огромные мраморные горы, от которых машинами невероятных размеров откалываются плиты. Итальянский рабочий рассказывает, что раньше работа продвигалась гораздо медленнее: одну плиту могли откалывать около 2-х суток. Современные технологии и оборудование позволяют делать ту же самую работу за 1 час. Испания: добывают медь. Для этого необходим динамит. Работа опасная, но крайне необходимая: медь нужна людям в быту и используется повсеместно. Германия: роют скважины на невероятной глубине для хранения радиоактивных отходов. Для этого отыскиваются особые места с содержанием большого количества соли. Ежедневно рабочие спускают вниз цистерны с опасными для жизни веществами и засыпают их солью. Конечно, они не могут дать 100%-й гарантии, что когда-нибудь грунтовые воды смоют их в реки. Но они стараются максимально продумывать все риски, чтобы избежать этого. Канада: добыча нефти и безответственное отношение к окружающей природе приводят к загрязнению воды и гибели рыбы. Зрелищные кадры рассказывают все эти истории через простых рабочих. Несмотря на все неутешительные прогнозы об изменении нашей планеты, без их работы сложно представить жизнь современного человека. «ПУСТОТА» («Tyhjiö", Финляндия, реж. Алекси Салменперя) Основной конкурс. Приз «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение мужской роли. Жанр: трагикомедия. Некогда успешный писатель Ээро (Томми Корпела) тяжело переживает творческий кризис. Страх чистой страницы не дает ему покоя: в течение нескольких месяцев он не может написать ни строчки. Аванс за обещанный роман уже истрачен, но романа так и не последовало. Его любимая женщина Пихла (Лаура Бирн) — многообещающая актриса. Став успешной в финском кинематографе, она получает приглашение на съемки в британском кино. Ее карьера идет в гору и она не собирается на этом останавливаться. Чем больше уходит в свои проблемы Ээро, тем успешнее становится Пихла. И это не может не сказываться на их, и без того не простых, взаимоотношениях . Режиссер картины Алекси Салменперя рассказывает эту историю в трагикомичной манере, приправляя ее где-то даже черным юмором. «Что за обезьяна это написала!», — возмущается Ээро, говоря о сценарии к фильму Пихлы. Она и сама понимает, что все эти предложения — далеко не шедевр, но все же отличная возможность «засветиться» в зарубежном кинематографе. Также комично выглядит то, как Ээро не может писать свою книгу. Даже закрыв ноутбук после очередной «медитации» перед пустой страницей, он как-будто слышит грохот мигающего курсора. Фильм будет интересен всем, кто переживает кризис в отношениях, людям творческих профессий, а также всем кто любит истории, рассказанные с хорошим чувством юмора. Очень точно подобрано название к фильму. «Когда вокруг есть постоянное давление, что ты должен сделать шедевр, а у тебя не получается, это очень сильно давит на тебя», — поясняет Алекси Салменперя.