Ещё
Лучшие сериалы прошедшего десятилетия
Лучшие сериалы прошедшего десятилетия
Сериалы
Критики о "Буратино": "Безобразная картина"
Критики о "Буратино": "Безобразная картина"
Фильмы
Сколько зарабатывают самые богатые телеведущие
Сколько зарабатывают самые богатые телеведущие
ТВ
Крачковская о съемках: "Я просто рыдала"
Крачковская о съемках: "Я просто рыдала"
Актеры
(Не)идеальный мужчина
(Не)идеальный мужчина
Фантастика, Комедия
Купить билет
Холоп
Холоп
Комедия
Купить билет
Союз спасения
Союз спасения
Исторический, Приключение, Мелодрама
Купить билет
Камуфляж и шпионаж
Камуфляж и шпионаж
Мультфильм, Боевик, Приключение
Купить билет
Проклятие
Проклятие
Ужасы
Купить билет
Маяк
Маяк
Фэнтези, Ужасы, Драма
Купить билет
Вторжение
Вторжение
Фантастика
Купить билет
Дело Ричарда Джуэлла
Дело Ричарда Джуэлла
Драма
Купить билет
Особенные
Особенные
Комедия
Купить билет
Холодное сердце II
Холодное сердце II
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Фиксики против кработов
Фиксики против кработов
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Джуманджи: новый уровень
Джуманджи: новый уровень
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Достать ножи
Достать ножи
Детектив, Драма
Купить билет
Иван Царевич и Серый Волк 4
Иван Царевич и Серый Волк 4
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Сквозь снег
Сквозь снег
Боевик, Фантастика, Драма
Купить билет
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Проксима
Проксима
Боевик, Драма
Купить билет
Риф. Новые приключения
Риф. Новые приключения
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Ходячий замок
Ходячий замок
Мультфильм, Аниме, Фэнтези
Купить билет

«Война Анны» так занята собственной эстетикой, что забывает сказать главное о войне и об Анне 

«Война Анны» так занята собственной эстетикой, что забывает сказать главное о войне и об Анне
Фото: Москвич Mag
Чудеса, как известно, случаются. Анна (Марта Козлова) чудом выжила под градом фашистских пуль, под которыми погибла ее мать (а возможно, и еще какие-то родственники или соседи).
Шестилетняя девочка долго выбирается из-под трупов, прижимается к маминой ноге, вытаскивает какое-то одеяло и в итоге волею случая и выживших хуторян (действие происходит на Украине) оказывается в бывшей школе, превращенной немцами в комендатуру. Это пространство она не столько обживает, сколько проваливается в него — в детстве любая каминная труба похожа на кроличью нору без всяких дополнительных спецэффектов. Здесь она проведет череду сливающихся в безразмерный калейдоскоп дней, наблюдая за фашистами и коллаборационистами, заводя дружбу с кошками и мышками и сражаясь, например, с волчьим чучелом.
Работа над «Войной Анны» шла долго и трудно. Режиссер рассказывает, что сначала прочитал в «ЖЖ» короткий, но вдохновивший его сюжет. Потом вспомнил, что всегда любил клаустрофобические триллеры вроде «Погребенного заживо», и засел писать сценарий. На каком-то этапе к работе подключилась , проведшая долгие часы в архивах (но все написанные ей диалоги Федорченко в итоге выкинул). По ходу дела нашлась Марта — дочь отличного московского фотографа Марины Козловой. Потом были съемки, деньги на окончание которых собирали краудфандингом. Наконец, после фестивальных премьер было решено фильм в прокат не выпускать, а показывать точечно — видимо, чтобы подчеркнуть его исключительность. Дошло почти до нелепого — на недавнем вручении «Ники» получила два приза (за лучший игровой фильм и лучшую женскую роль), но широкому зрителю приходилось лишь догадываться о не виденном толком шедевре. Теперь фильм Федорченко по схеме, обкатанной на «Довлатове» (у фильмов один продюсер — ), выходит в прокат всего на три дня.
Однако все это особенности русского пиара, эффективные стратегии наведения тени на плетень, под воздействием которых зритель должен, по идее, почувствовать, что участвует в чем-то очень «эксклюзивном», а потому точно хорошем. Меж тем 75-минутная картина, воспетая критиками еще в прошлом году, требует подготовки несколько иного рода. Да, хронометраж невелик, но восприятия эта лаконичность не упрощает. После внятной завязки действие постепенно распадается на череду мелко нарубленных на монтаже и толком не связанных (порой кажется, что и хронологически) эпизодов. Органика и игра (как ни странно в случае с шестилетней актрисой, здесь эти понятия вполне резонно разделить) Марты совершенно завораживают, но чем ближе к финалу, тем больше хочется убрать из кадра вообще все, кроме безмолвной героини, и попросить оператора не шевелить камерой.
Дело тут не в качестве работы едва ли не лучшего российского человека с киноаппаратом Алишера Хомидходжаева — она как всегда великолепна. Просто он выполняет задачу режиссера, который будто не вполне разобрался, что, а главное, как он хочет сказать. Как и в предыдущих фильмах Федорченко («Первые на Луне», ), у «Войны Анны» отличная, остроумная заявка, которая не получает должного развития. Да, Федорченко умело играет с лучшими чувствами зрителей. Здесь много удачных метафор, провоцирующих на размышления о судьбе ребенка на войне, холокосте и прочих важных и страшных вещах. Однако непосредственно в кадре эти идеи, если присмотреться, не получают должного воплощения. Смотреть «Войну Анны», не отвлекаясь на собственные знания об истории Великой Отечественной, не страшно. Здесь очень красивая, тщательно раскрашенная разруха — так же тщательно и художественно обмазано вокруг огромных глаз сажей лицо героини. Здесь очень красиво, повторимся, замирает в самых неожиданных ракурсах камера. В точке зрения (и в прямом, и в переносном смысле) здесь, пожалуй, и заключается главная проблема.
«Война Анны» (в кинотеатрах с 9 мая) изо всех сил пытается встать в один ряд с картинами, которые будят в зрителях не патриотический порыв, но чувства не менее светлые и более сложные. Среди них , «Иди и смотри», отчасти — возможно — . Однако в этих фильмах, пытавшихся рассказать не просто о победе, а о ее реальной цене для отдельного участника событий, всегда чувствовались неподдельные боль, ужас, напряженная попытка человеческим сознанием осмыслить бесчеловечное. «Война Анны» с ее закадровым Шнитке, художественным гримом, навязчиво резким (и часто неряшливым) монтажом, с ее постоянным осознанием собственной эстетической ценности в итоге (явно, впрочем, неосознанно) предлагает полюбоваться работой художника-постановщика. И особенно это заметно в финале, когда авторы, будто спохватившись, напоминают, что победа обязательно будет за нами.
Фото: WDSSPR
Видео дня. Какой стала внучка Женечка из «Сватов»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео