Почему в 1938 году в США и Великобритании сняли с проката фильм Лени Рифеншталь
Лени Рифеншталь прожила долгую насыщенную жизнь, успев даже захватить начало XXI века. Она была киноактрисой, режиссером кино, фотографом. Ей вменяли в вину сотрудничество с нацистами, и даже серия фоторепортажей о народах Африки не изменила негативного отношения к ней. Почему Голливуд не любит вспоминать о Рифеншталь При этом, например, мир признает новаторство Сергея Эйзенштейна, совершенно не ставя ему в вину сотрудничество с большевиками и Сталиным. Его приемы используют многие коллеги по киноцеху, а Брайан Де Пальма в фильме 1987 года «Неприкасаемые» переосмысливает знаменитый эпизод с детской коляской на одесской лестнице, вводя катящуюся по лестнице вниз коляску с ребенком в эпизод перестрелки служителей закона с гангстерами. С Лени Рифеншталь все не так. Может быть, режиссера ошельмовали, чтобы не признавать ее находок и не платить роялти? Хелена Берта Амалия Рифеншталь — именно так звучит ее настоящее имя — не разделяла нацистскую идеологию, не состояла в НСДАП и ее не судил Нюрнбергский трибунал. После долгих уговоров она крайне неохотно согласилась стать режиссером документального фильма о съезде НСДАП, премьера состоялась 28 марта 1935 года. Масштаб задачи захватил ее. Именно здесь ею была придумана тележка с камерой, движущаяся по специально проложенным рельсам, выверен монтаж общих планов, перемежающихся крупными. Впервые применен кран для съемок, разработаны новые кинокамеры и объективы. Монтаж занял 7 месяцев. Даже съемки парада стали киноклассикой. Желающие могут сравнить, например, соответствующие сцены в «Звездных войнах» как в старой трилогии, так и в новой с «Триумфом воли». Причем сцены являются ключевыми как для триумфа главных героев (Люк Скайуокер, Хан Соло и Чубакка), так и для Первого ордена. «Триумф воли» взял приз за лучший документальный фильм на Международном кинофестивале в Венеции 1935 года и золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. «Олимпия» про Олимпийские игры 1936 года стал шедевром, покорившим мировые киноэкраны. Была придумана масса технических приемов и приспособлений для съемок спортсменов в движении. Многие планы «Олимпии» вдохновили кадры голливудских блокбастеров. Все технические придумки Рифеншталь до сих пор с успехом бесплатно использует Голливуд. Художник на ветру истории Рифеншталь совершенно не разбиралась в политике. В частности, в предшествовавшем «Триумфу воли» фильме она много экранного времени уделила начальнику штаба штурмовых отрядов Эрнсту Рёму. В результате фильм «Победа веры» исчез с экранов после «ночи длинных ножей», в которой уничтожили всю верхушку штурмовиков и немалое количество рядовых. «Триумф воли» не отразил первое участие вермахта в партийном съезде. Лейтмотивами «Олимпии» стали состязание, красота и гармония, а не победа арийской расы. Рифеншталь решала не политические, а творческие задачи. Режиссерским дебютом Рифеншталь стал снятый в 1932 году «Голубой свет». Лени убедила продюсера Харри Сокала вложить в производство «Голубого света» 50 тыс. марок. Наряду с режиссурой, сценарием и главной ролью Рифеншталь также отвечала за производство. Соавтором сценария стал венгр Бела Балаж. И Сокал, и Балаж были евреями, как и многие сотрудники Рифеншталь, в том числе — участники съемочной группы «Триумфа воли». Лени не обращала внимания на национальность и чистоту крови — профессиональные качества человека были для нее важнее. В Венеции «Голубой свет» получил серебряную медаль. В Лондоне картину, как и Рифеншталь, ждал восторженный прием. Позднее она напишет: «В «Голубом свете» я, словно предчувствуя, рассказала свою дальнейшую судьбу: Юнта, странная девушка, живущая в горах в мире грез, преследуемая и отверженная, погибает, потому что рушатся ее идеалы — в фильме их символизируют сверкающие кристаллы горного хрусталя». Рифеншталь не погибла, но мир ее рухнул гораздо раньше мая 1945 года. В письме 1948 года Рифеншталь писала: «Я никогда не отрицала, что попала под влияние личности Гитлера. Но то, что я слишком поздно распознала в нем демоническое, несомненно, является виной или ослеплением». Стоит упомянуть, что «Олимпию» закупили США, где она шла первым экраном. Кинокомпания «Метро-Голдвин-Майер» пригласила Рифеншталь посетить США. Визит начался 4 ноября 1938 года, в Соединенных Штатах Лени встретилась с Кингом Видором, Уолтом Диснеем и Генри Фордом. Но вскоре пришла весть о еврейских погромах в Германии в ходе «Хрустальной ночи» 1938 года. «Нью-йоркская антифашистская лига», мэр Нью-Йорка Фьорелло Ла-Гвардия и Комитет киноактеров призвали к бойкоту как «Олимпии», так и самой Рифеншталь. В Великобритании вслед за США «Олимпию» сняли с проката. Позже, в 1956 году, голливудское жюри назвало «Олимпию» одним из десяти лучших фильмов мира. В послевоенные годы Рифеншталь прославилась как фотограф — сначала снимками подводных обитателей, затем африканских племен.