Войти в почту

«Унесенные ветром»: вечная история любви

Самой знаменитой мелодраме — 80 лет. WomanHit.ru вспоминает, как снимался этот фильм Можно как угодно относиться к американским мелодрамам, но «Унесенных ветром» признают шедевром даже ненавистники жанра. Собственно, поводов-то для ненависти нет: любые кинематографические штампы, типа «великолепного актерского ансамбля» или «безупречной операторской работы», смотрятся здесь на месте и не дают никаких поводов для ерничества. Это не лучший фильм эпохи. Это просто фильм эпохи. И ему нынче исполняется 80 лет. Мама Хары Маргарет Митчелл писала свой роман три года — с 1926-го по 1929-й. В ее первых набросках главную героиню звали Пэнси О’Хара, а знаменитое поместье Тара — Фаунтеной Холл. Да и само название романа придумалось не сразу. «Унесенные ветром» могли называться «Горны поют правду», «Нести утомительный крест», «Не в наших судьбах» и «Завтра будет другой день». Вообще-то Митчелл не собиралась публиковать свой роман, но в 1935 году ее друг-издатель убедил Маргарет сделать это. Книга была опубликована в июне 1936 года, а уже месяц спустя кинопродюсер Дэвид О. Селзник выкупил у Митчелл права на экранизацию за беспрецедентную по тем временам сумму в 50 тысяч долларов. С лета 1936-го и началась подготовительная работа к съемкам фильма «Унесенные ветром». К весне 1938-го Селзник потратил более 400 тысяч долларов, но сценарий все еще не был готов, равно как и актеры на главные роли не найдены. Съемки фильма начались лишь в декабре 1938 года. В марте продюсер высказал предположение, что уместить 1037 страниц романа в полнометражном фильме не представляется возможным, поэтому они будут снимать сериал. Но в итоге, выбросив из сценария добрую половину персонажей, в том числе и первых двух детей Скарлетт — Уэйда Хэмпотона и Эллу Лорену, Селзник смог «запихнуть» книгу в фильм, который, правда, длится почти четыре часа. В апреле того же года киностудия MGM, финансировавшая проект, признала, что бюджет превышен, и отказалась вкладывать еще денег. Съемочный процесс был близок к остановке, но на помощь пришел Банк Америки, «пожертвовавший» на картину 1 миллион долларов. Дэвид умолял Митчелл говорить все пожелания и претензии по ходу съемок. Маргарет однажды выразила неудовольствие относительно декораций Тары и особенно фасада дома семьи О’Хара. Но оно было проигнорировано, и Митчелл наотрез отказалась комментировать работу съемочной группы, как во время, так и после съемок. А вот ее муж, наоборот, острил после премьеры. «Если бы у нас было так много солдат, мы, вероятнее всего, не проиграли бы войну», — высказался супруг писательницы, посмотрев сцену с огромным количеством раненых солдат. Плата за плач Больше всего проблем возникло с поиском актрисы на главную роль: 1400 девушек были приглашены на собеседование, а 400 из них прошли пробы. Однако история о том, что 25-летнюю Вивьен Ли нашли в самый последний момент, когда съемки уже начались, лишь красивая сказка. Дэвид Селзник заприметил Вивьен еще в 1937 году, только не сказал об этом самой Ли и никому из съемочной группы. Наоборот, он продолжил кастинги актрис и затеял в прессе игру «Кто может сыграть Скарлетт?», дабы привлечь к своему фильму больше внимания. К слову сказать, Вивьен, получившая в итоге премию «Оскар» за роль Скарлетт, набрала лишь два голоса участвовавших в игре читателей, тогда как другие претендентки набирали десятки голосов. С Реттом Батлером возникли проблемы другого толка: утвержденный на роль 38-летний Кларк Гейбл не хотел играть Ретта. Актер считал себя недостойным этого персонажа, которого обожают и боготворят тысячи читательниц. Селзник подкупил Гейбла в прямом смысле: самому популярному актеру того времени продюсер заплатил более 120 тысяч долларов за 71 съемочный день. (У Вивьен Ли было 125 съемочных дней, но она получила всего 25 тысяч долларов.) Однако и после начала съемок Гейбл доставлял продюсерам головную боль. Селзник был вынужден заменить режиссера Джорджа Кукора («Моя прекрасная леди», 1964) на Виктора Флеминга, потому что Кларк не смог найти с ним общий язык. Другой раз Гейбл пригрозил покинуть проект, если его обяжут плакать. По сценарию Ретт после выкидыша Скарлетт горько плачет в своем кабинете. Гейбл же считал, что реветь — это не по-мужски. Уговорить актера разрыдаться не удавалось никому, и лишь Оливия де Хэвилленд, сыгравшая Мелани, нашла нужные слова, и Кларк заплакал. Доставлял Кларк душевные страдания и Вивьен Ли. Актриса позже призналась, что ей очень не нравилось с ним целоваться, так как у Гейбла очень плохо пахло изо рта. Пожарная тревога Съемки «Унесенных ветром» начались 10 декабря 1938 года. Первой сценой, которую снимали, был пожар в Атланте. Декорации города общей площадью в 16 гектаров были выстроены на киностудии MGM в Калвер-Сити (штат Калифорния). Когда псевдо-Атланту подожгли, пламя поднялось на высоту более 150 метров. Жители Калвер-Сити, бывшие не в курсе того, что происходит, решили, что горит киностудия, и оборвали телефон в местной пожарной станции. За огнем на съемочной площадке следили 10 бригад из Главного пожарного отделения Лос-Анджелеса, 50 студийных пожарных и 200 человек помощников. Чтобы после съемок потушить огонь, потребовалось около 57 тысяч литров воды. Эта сцена обошлась в 25 тысяч долларов. Для последующей сцены фильма, когда Скарлетт возвращается в Тару вместе с Мелани, ее новорожденным ребенком и служанкой, нужна была худая лошадь, чтобы показать ее изможденный длинным путем вид. Однако найденная кобыла довольно быстро отъелась и потеряла необходимые габариты. Так как времени найти другую лошадь не было, гримеры нарисовали ей выпирающие от худобы ребра. А всего в фильме снялось 1100 лошадей и 375 других животных: собак, мулов, коров, свиней и т. д. Cцена с ранеными солдатами, когда Скарлетт приходит за помощью к доктору Миду, тоже далась нелегко. Найти такое количество статистов было невозможно, поэтому из 1600 раненых ровно половина — манекены. Чтобы манекены двигались, к ним приделали веревочки, за которые дергали «живые» солдаты. Особую главу в создании фильма сыграли костюмеры. Селзник настоял на том, чтобы даже нижнее белье главных героев соответствовало времени, в котором происходит действие картины: он был уверен, что это поможет актерам лучше войти в образ. В общей сложности было сшито более 5 тысяч единиц гардероба — от панталон до бабочек. Главным по костюмам был Уолтер Планкетт («Американец в Париже», 1952). Больше всего возни у Планкетта было со знаменитым платьем Скарлетт из зеленой гардины: чтобы его сшить, потребовалось 200 часов и около 150 метров итальянского хлопкового вельвета. Шляпки для Скарлетт делал дизайнер из Нью-Йорка Джон Фредерикс. Причем абсолютно бесплатно, так как надеялся, что после фильма его бизнес пойдет в гору. Важные слова В 30-х годах цензура в Голливуде была точно такой же, как и в советском кинематографе. Основные табу распространялись на спорные словечки и выражения. После громких возмущений чернокожих актеров-статистов было запрещено произносить слово «негр» или «ниггер». В фильм также не попали сцены с ку-клукс-кланом и были вырезаны всякие упоминания об этой организации. В сцене, когда Ретт спрашивает у Скарлетт, почему она такая бледная, а она отвечает, что беременна и не хочет этого ребенка, по сценарию были слова: «Не волнуйся, у тебя еще может быть выкидыш». Однако слово «выкидыш» произносить в то время было запрещено, и Ретт был вынужден просто сказать: «Не волнуйся, мало ли что еще может случиться». А вот последние слова Ретта Селзнику удалось отстоять. Когда Батлер уходит от Скарлетт в конце фильма, она спрашивает: «Если ты уйдешь, что делать мне?». Он отвечает: «Честно говоря, мне на это наплевать» (эта безобидная фраза в английском языке считается ругательством и аналогична русскому «насрать»). Цензоры предлагали поменять на более мягкое «Мне все равно», «Меня это не волнует» и «Мне это не интересно». Но Селзник предпочел заплатить штраф в 5 тысяч долларов и оставить оригинальные слова. Премии «Унесенные ветром» завоевали 10 премий Американской киноакадемии из 13 номинаций: «лучшая женская роль» — Вивьен Ли (Скарлетт), «лучшая режиссура» — Виктор Флеминг, «лучший сценарий», «лучшая операторская работа», «лучший монтаж», «лучшая работа художников», разумеется, «Оскар» за лучший фильм и плюс две почетные премии за вклад в развитие кинематографа. И особая радость — премия Хэтти Макдэниэл (Мамушка), ставшей первой негритянкой, номинировавшейся и получившей «Оскар». За бортом остались музыка, звук, визуальные эффекты и мужская роль — Кларк Гейбл (Ретт Батлер). Просто цифры 3 часа 45 минут длится фильм. 6 километров 192 метра пленки было отснято. 305 километров пленки понадобилось бы, чтобы снять фильм точно по книге. В таком случае фильм шел бы непрерывно неделю. 153 тысячи 818 долларов стоило изготовление костюмов для фильма. 10 тысяч долларов стоила чистка костюмов. 197 тысяч 877 долларов стоили декорации. 35 тысяч долларов стоили материалы для декораций. 69 тысяч 917 долларов — аренда и покупка реквизита. 10 тысяч 363 доллара стоило написание саундтрека к фильму. 3 миллиона 957 тысяч долларов — окончательный бюджет картины. 945 тысяч долларов составили кассовые сборы в первые же выходные после премьеры. 75 центов стоил билет на дневной сеанс, 1 доллар — на вечерний.

«Унесенные ветром»: вечная история любви
© WomanHit.ru