На Париж: 5 жизнеутверждающих фильмов о войне
Казалось бы, война и смех — понятия, которые невозможно совместить в одной картине. Однако зачастую именно юмор помогает рассказать правдивую человечную историю, подсветить характеры героев и заставить зрителей сопереживать. Комедии о Великой Отечественной войне начали снимать в союзном тылу практически сразу после начала сражений — и снимают до сих пор, вот уже почти 80 лет.
Мы выбрали пять фильмов, которые обязательно стоит посмотреть в годовщину Победы.
«На Париж!», 2019
Основанная на реальных событиях, эта приключенческая комедия о трех офицерах стартует в прокате 9 мая. В своем дебютном фильме режиссер Сергей Саркисов собрал по-настоящему звездный актерский состав: Дмитрий Певцов, Сергей Маковецкий, Рената Литвинова, Федор Добронравов, Михаил Ефремов и Евгений Стычкин показывают удивительную историю друзей, решивших непременно отпраздновать Великую Победу в Париже. Пройдя всю войну и дойдя до Берлина, трое офицеров начинают новый этап жизни, в котором — любовь, приключения и город мечты.
«Наш фильм основан на абсолютно реальных событиях, рассказанных Героем Советского Союза Александром Милюковым, — отмечает режиссер. — Прежде всего, эта картина не о войне, а о людях, о чувствах, о том, как в человеке, прошедшем все ужасы войны, вновь пробуждается любовь к жизни».
Одним из авторов сценария стал Станислав Говорухин, для которого картина «На Париж!» стала последней работой в качестве сценариста.
В кино с 9 мая. Купить билеты онлайн на Рамблер/кассе
«Женя, Женечка и "Катюша"», 1967
Интеллигентный хрупкий мальчик с Арбата Женя Колышкин в исполнении Олега Даля плохо вписывается в военную действительность. Мечтательный и рассеянный, он влюбляется в связистку полка «катюш» Женечку Земляникину, девушку с непростым характером и массой поклонников. Вокруг — 1944 год, Красная Армия наступает и в воздухе разлито предчувствие победы. Главный герой постоянно влипает в разные нелепые истории, но, несмотря ни на что, доходит до Берлина, где ему предстоят сыграть в самые странные прятки в своей жизни.
Идея сценария появилась у режиссера Владимира Мотыля после прочтения повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр». Книга натолкнула режиссера на сюжет о плохо приспособленном к реальности интеллигентном школьнике, которые попадает в самую гущу войны. Мотыль встретился с Окуджавой и убедил того стать соавтором сценария.
Фильм имел колоссальный успех у зрителей, но был признан «вредным» и серьезно затормозил карьеру его создателя.
«Новые похождения Швейка», 1943
После Первой мировой войны книги Гашека про бравого солдата Швейка были переведены на множество языков и в 30-е годы стали очень популярны в России. А во время Второй мировой Советскому Союзу понадобился народный герой, который поднял бы боевой дух воюющей страны. Швейк стал для этого идеальным кандидатом, и в эвакуации в Таджикистане был снял фильм, собравший таких звездных актеров, как Фаина Раневская, Сергей Филиппов и Сергей Мартинсон.
Бравый солдат сбегает из тюрьмы и его рекрутируют в гитлеровскую армию. Швейк попадает на Балканы, где действует карательный отряд фашистов. Абсолютно бесстрашно орудуя во вражеском тылу, он помогает партизанам и постоянно придумывает все новые изощренные способы расправиться с Гитлером, при этом раз за разом попадая во всевозможные комические ситуации.
Любопытно, что в сериале «Место встречи изменить нельзя» Шарапов, спасаясь от преследования, смотрит в кинотеатре именно «Новые похождения Швейка».
«Небесный тихоход», 1945
Три летчика пообещали друг другу ни в коем случае не влюбляться до самого конца войны, однако на пути к победе их клятва подвергается серьезным испытаниям… История неунывающих друзей в исполнении Николая Крючкова, Василия Меркурьева и Василия Нещипленко разошлась на цитаты и подарила зрителям такие культовые песни, как «Перелетные птицы» и «Пора в путь-дорогу». Героям этой комедии подражало несколько поколений подряд: молодежь копировала их жесты, повторяла слова и перенимала привычки. Прекрасный юмор и легкость повествования делает фильм популярным и в наши дни.
Картина снималась под Ленинградом сразу после снятия блокады, вышла в прокат накануне первой годовщины Победы — 1 апреля 1946 года — и собрала больше 20 миллионов зрителей.
«Беспокойное хозяйство», 1946
Первая режиссерская работа известного актера Михаила Жарова. В центрального персонажа — ефрейтора Тоню — одновременно влюблены два летчика, старший лейтенант Крошкин и французский офицер Лярошель, и практически до самого конца зрителю неизвестно, кому же девушка в конце концов отдаст предпочтение. История разворачивается вокруг бутафорского аэродрома, который должен отвлечь внимание немцев от настоящего.
Существует легенда, что взяться за режиссуру Жарова заставила невостребованность в кино его жены Людмилы Целиковской. Историю солдата, который готов на все, чтобы покорить девушку, он придумал во время своих командировок на передовую. А драматурги Петр Рыжей и Леонид Тубельский на основе этой сюжетной линии создали полноценный сценарий, выписав главную роль специально под Целиковскую.
Как и предыдущий, фильм вышел на экраны в мае 1946 года, к первой годовщине победы в Великой Отечественной Войне.