"Коридор бессмертия": не просто "еще раз про войну"
В России экранизировали малоизвестную страницу блокадного Ленинграда. В прокат выходит фильм Федора Попова «Коридор бессмертия». Речь о наспех построенной железнодорожной ветке, соединившей Ленинград с Большой землей сразу после прорыва блокады. Вокруг военного кино в последние годы ломается немало копий. Военная история – давнее увлечение министра культуры, и министерство активно лоббирует «кино про войну» вплоть до предложений запретить 9 мая показывать в кинотеатрах что-либо другое. Правда состоит в том, что сегодняшний зритель воспринимает кино как развлечение и на военные баталии не идет. С другой стороны, Великая Отечественная – событие сверхдраматичное и по-прежнему привлекает режиссеров. «Коридор бессмертия» основан на реальных событиях. В отличие от Дороги жизни, проходившей по Ладожскому озеру, строительство и эксплуатация Шлиссельбургской магистрали оставались как-то в тени. Возможно, одна из причин в том, что дело происходило уже после снятия блокады. Однако поначалу от немцев удалось освободить только узкий участок земли, и именно на нем за рекордные 17 дней ленинградцами была построена железнодорожная ветка, ставшая основной артерией, по которой в город доставляли продовольствие. И строительство, и эксплуатация ветки проходили под постоянными обстрелами. Федор Попов не скрывает, что во многом работал по советским лекалам военных фильмов. «Коридор бессмертия» – лента непосредственно о войне, которая здесь служит не только фоном для любовных или прочих линий. Фильм достаточно дорогой, это чувствуется по масштабу батальных сцен и спецэффектов, местами весьма трогательный, но при этом затянут: идет больше двух часов. Еще одним очевидным минусом для его проката стало отсутствие в кадре больших звезд. Советский киностиль, впрочем, не означает, что фильм напичкан пропагандистскими лекалами. Например, в диалоге на тему «Почему эстонцы нас так не любят?» русские отнюдь не выглядят идеальными. Кроме того, это уже не первая современная картина о ВОВ, где сотрудники НКВД выступают скорее отрицательными героями: несколько месяцев назад в прокат вышел фильм, тоже связанный с блокадой, «Спасти Ленинград» с подобным же раскладом. Кроме того Непобедимые «Мстители» За пару недель до 9 мая на Московском кинофестивале состоялась премьера американской ленты «Мстители 4: Финал». По предварительным продажам билетов финальные «Мстители» побили свой же российский рекорд («Мстители: Война бесконечности», 122 млн рублей). – Выход «Коридора бессмертия» планировался сначала на январь, потом на 25 апреля, потом на 1 мая, в итоге выйдем 8 мая, – сказал режиссер Федор Попов. – Мы всё понимаем. Посмотрим, что будет происходить со зрителем. Надеюсь, к тому моменту всех уже накормят «Мстителями». Все премьеры к 9 мая «На Париж!» Менее бюджетный, но более звездный фильм о том, как советские офицеры после Победы решили взять курс на новую жизнь, на романтику в столице Франции. «Война Анны» Фильм Алексея Федорченко, уже взявший обе национальные кинопремии – «Нику» и «Золотого орла». Маленькая девочка, потерявшая семью, прячется в родной деревне от фашистов до прихода Красной армии. «Спасибо деду за победу» Главный герой – тоже ребенок, приезжающий погостить к дедушке. Тот рассказывает истории о войне и смешные байки, связанные со своим прошлым. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №16-2019 под заголовком «Еще раз про войну».